АСИ назвало основные этапы развития креативных индустрий после принятия Федерального закона

С введением Федерального закона «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации» формируется новый сектор экономики с едиными правилами и механизмами управления. В России появляется новый тип продукта, ценность которого основана на результатах интеллектуального труда. Это ставит целый ряд вызовов не только перед участниками индустрии, но и перед профильными ФОИВ. К таким выводам пришли эксперты сессии «Креативная прокачка регионов: от индустрий к креативной экономике», организованной АСИ в рамках Восточного экономического форума 3 сентября 2024 года.

Принятый 8 августа 2024 года Федеральный закон о развитии креативных индустрий не только четко определил понятия «Креативной экономики» и «Креативного продукта», но и законодательно закрепил необходимость государственной поддержки бизнесов, работающих в данной сфере: финансовой, имущественной, консультационной и образовательной.

Екатерина Черкес-заде, директор Центра развития креативной экономики: «Принятие закона стало новым этапом в истории креативного предпринимательства в России. И у самих индустрий, и у организаций, ответственных за их поддержку, в корне меняется оптика – фокус теперь на экономике. Это значит, что креативщики должны все больше развивать в себе предпринимательские навыки, учиться не просто творить, а создавать продукт, востребованный на рынке, уметь управлять бизнесом, масштабировать и его и интегрировать в экономику страны»

В рамках дискуссии Екатерина Черкес-заде обозначила ключевые шаги после принятия Федерального закона:

Разработка и утверждение подзаконных нормативных правовых актов, предусмотренных Законом «О развитии креативных индустрий», оценка необходимости приведения профильных федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов в соответствие с положениями Закона «О развитии креативных индустрий».

Проведение большого исследования сектора креативных индустрий, результатом которого станет формирование 12 дорожных карт. В дорожные карты войдут ключевые аспекты развития индустрий: поддержка предпринимательства, экспорт, региональное развитие, создание инфраструктуры.

Региональный стандарт становится основным инструментом развития региона в области креативных творческих индустрий. В ближайшее время Агентство стратегических инициатив представит обновленную версию стандарта.

Айсен Николаев, Глава Республики Саха (Якутия): «Очень важно, что принятый закон имеет рамочную структуру, это позволит регионам адаптировать его под свою специфику, усиливая приоритетные направления. При этом важно единое понимание того, что относится к креативным индустриям - классификация должна быть единой для всей страны.

Согласно исследованию ВЦИОМ, отношение россиян к креативным индустриям пока находится на стадии формирования, однако интерес к теме возрастает. Сегодня 14% россиян считают, что в России развитие креативных индустрий находится на высоком уровне, 39% считают его средним. Также в исследовании отмечается рост привлекательности креативных индустрий как сферы профессиональной реализации: 36% россиян уверены в том, что могли бы проявить себя в этих областях. Годом ранее аналогичный ответ дал 31% опрошенных.

Даниил Ермолаев, директор по развитию Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ-Консалтинг): «Мы фиксируем, что с момента, когда системы действительно за что-то берутся, до момента, когда начинает меняться общественное мнение, проходит в среднем 8-10 лет. Несмотря на то, что пока цифры не очень высокие, динамика у них положительная, это значит, что трансформация общественного мнения действительно происходит».