Ректоры ищут модель будущего инженерного образования России

Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий предлагает пересмотреть структуру обучения в высшей школе. 

Сегодня студент четыре года учится на «общем» направлении (бакалавриат), а затем два года – по избранной специальности (магистратура). В предлагаемой Садовничим конструкции время на общие предметы должно сократиться, а на специальные – увеличиться. Такое предложение он сделал на выездном заседании совета Российского союза ректоров (РСР).

Мысль о таком делении ректор МГУ высказал на заседании, посвященном строительству будущей системы высшего технического образования в стране. На самом деле предложенная Садовничим модель повторяет немецкую систему, где базовый курс рассчитан на четыре семестра (два года). Заканчивается обучение на нем промежуточным или преддипломным экзаменом, правда, без вручения диплома. И уже затем начинается основной курс, заканчивающийся получением диплома, академической степени или сдачей госэкзамена. Стандартный срок обучения на этом этапе длится уже дольше, примерно пять-шесть семестров. Срок обучения бакалавров – три-четыре года. Программы магистратуры включают один–четыре года (в зависимости от качества исследований).

Сразу скажем, предложение Садовничего вызывает неоднозначную оценку даже в самом ректорском сообществе. Самая главная претензия – смысл деления на бакалавриат и магистратуру в предложенном варианте исчезает, и мы возвращаемся к прежнему «специалитету», только с удлинением срока обучения на год (в советский период в вузах обучались пять лет). Если присмотреться к предложению Садовничего еще чуть пристальнее, то получается, что ректор предполагает более ранний ввод студента в профессию. А нынешняя линия, проводимая Минобрнауки РФ, больше ориентирует на выдачу не готовых специалистов, а «механизаторов широкого профиля», которых должен бы доводить до кондиции рынок труда. Проблема только в том, что рынок не знает, какие специалисты ему потребуются уже завтра. Он в данном случае стихиен.Ректоры ломают головы над созданием системы высшего образования, выгодной всем. А рынок им в данном случае пока не подмога.

Конечно, выстроить четкую структуру университетов в нынешних условиях трудно, потому что образцов нет, в большинстве стран сегодня тоже идет похожая трансформация сложившихся уже систем. Например, в той же Германии деление на классические и технические университеты сегодня можно назвать условным. В технических университетах открываются кафедры гуманитарных наук. Растет число кафедр экономики и менеджмента. В общем, там происходит то, что было и идет у нас. Только у нас сейчас пытаются решить эту проблему роста непрофильных кафедр механическим закрытием, а за рубежом стараются поднять качество преподавания на новых специальностях, усиливая кафедры через взаимодействие вузов. Вдобавок за рубежом появляются высшие школы вообще неуниверситетского типа: профессиональные училища включаются в систему высшего образования. Как правило, в таких высших школах распространена практика дуального образования (обучение одновременно ведется в аудиториях и на производстве), что пока с трудом находит дорогу у нас.

Как сделать так, чтобы сразу же совершить качественный скачок вперед, не повторяя просчетов зарубежных коллег и максимально используя все положительное, найденное ими? Некоторые перспективно мыслящие высшие школы и у нас не закрывают «непрофильные активы», а заключают договоры с соседними вузами. Например, находящиеся по соседству технический и гуманитарный вузы создают совместные кафедры и т.д. Вроде бы со стороны все это выглядит как экономия ресурсов. На самом деле вузы видят за всем эти мне что иное, как увеличение возможностей для междисциплинарных исследований. Особенный интерес, конечно, вызывает в данном случае даже не соединение экономических и математических наук, а развитие дисциплин на стыке математических и естественных наук.

Предложения ректоров ведущих вузов, касающиеся возрождения инженерного образования в РФ, можно сгруппировать следующим образом: давайте возрождать, продвигая крупные проекты (как во времена СССР), или давайте идти по пути наращивания человеческого капитала. Согласно второй версии возрождения, будущее инженерного образования лежит в области генной инженерии, биоинформатики, биоинженерии и т.д. Поэтому наращивание контингента возможно через сетевое взаимодействие высших школ (осуществление мобильности между ними – это когда студенты свободно перемещаются из одного вуза в другой) и распространение лучших курсов, выложенных в Сеть. Виктор Садовничий рассказал об успешном опыте МГУ по реализации проекта межфакультетских курсов. По его словам, вот уже три года лучшие профессора университета читают лекции по своим дисциплинам учащимся других направлений: математики – для биологов, биологи – для философов. Затем участники программы сдают зачеты по данным курсам. Сегодня прослушать лекции выдающихся российских ученых могут не только студенты МГУ, но и учащиеся других вузов России.

Все это напоминает ситуацию из прошлого, когда более чем 100 лет назад через Государственную Думу под натиском демократической общественности был открыт Народный университет Шанявского. При поступлении здесь не требовался диплом о высшем образовании, а лекции читала лучшая профессура МГУ, по счастливой случайности изгнанная к тому времени за свои вольнолюбивые высказывания из альма-матер. Роль университета для притока свежих идей и ученых была огромной. Но все эти идеи приложимы скорее всего для классического университетского образования.

Что касается развития прикладной инженерии, то, согласно данным члена комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям Александра Дегтярева, на сегодняшний день за рубежом закупаются оборудование, транспортные средства, продукция химической и фармацевтической промышленности, коммуникационные технологии на миллиарды долларов. Что говорит как минимум о том, что выпускники российских инженерных вузов не в полной мере реализуют свой потенциал. При этом подготовка специалистов в области техники и технологий в России осуществляется более чем в 550 вузах. А дефицит инженеров составляет 25%. Только 35% инженеров идут работать по специальности, а между тем 20% россиян по-прежнему считают самыми престижными профессии юриста, экономиста, менеджера.

Агентство стратегических инициатив (АСИ), являющееся сегодня основным поставщиком идей для властных структур в области образования и социальной политики, дало свой план реконструкции инженерного образования, взяв за основу передовой стандарт инженерного образования, разработанный в Массачусетском технологическом университете. 

Заключается план в том, чтобы сформировать в каждом городе стартап сообщества: соединить авторов и заказчиков инновационных решений, предпринимателей, инвесторов, представителей технопарков, научных институтов и вузов региона. Конечной целью станет появление во всей России новых быстрорастущих и технологичных бизнесов и проектов, а также команд, способных на их создание.

Недавно в Уфе прошел Молодежный инновационный форум, где участвовали не только представители российской молодежи, но и молодые представители стран ШОС. Как заметил один из организаторов мероприятия руководитель Росмолодежи Павел Красноруцкий, главной наградой для участников подобных форумов должна стать реализация их проектов, тогда интерес к мероприятиям подобного рода будет расти, а участники «матереть» от конкурса к конкурсу. Большинство из представленных и победивших разработок этого конкурса оказались уже готовыми стартапами. Работа форума шла по шести направлениям: индустрия наносистем, рациональное природопользование, IT, прорывные технологии в области медицины, сельское хозяйство и энергетика. В финал форума вышли 18 проектов по трем номинациям: лучший инновационный продукт, проект и идея. Победители помимо финансирования получили возможность презентовать свои разработки на предпринимательской выставке в Москве.