Поколение латентных инженеров

Дмитрий Песков, директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив:

Школа не существует в безвоздушном пространстве - школы выполняют задачи общества и задачи экономики. В разное время либо общество, либо экономика задают приоритеты. Советская школа, в которой большинство из нас с вами училось, сформировалась в 20-х гг. прошлого столетия как выполнение заказа на индустриализацию государства, и логика классно-урочной системы советского образца была абсолютной логикой подготовки, которая была необходима для выполнения задач индустриализации в те годы. И самое печальное, что это как было устроено во времена Советского Союза, так и остается в целом до сих пор. При том что система безнадежно устарела.

Мы понимаем сегодня, что подавляющее большинство навыков в области IT не являются специфичными для IT-отрасли. Более того, я вам скажу так: области IT в экономике 2020-х гг. не существует. Любая область человеческой жизнедеятельности - общественная, государственная, экономическая, предпринимательская, исследовательская - требует сквозных IT-компетенций. Школьники, которые не способны работать в IT-среде, в принципе, не смогут работать в обществе 2020-х и 2030-х гг. Мы понимаем, что IT-навыки сегодня в подавляющем большинстве формируются вне школы. Это означает, что с точки зрения IT-компетенций в школе необходимо не учить работать с гаджетами или на электронной доске - это все прекрасно сделают семья, двор, компьютерные игры и проч. Школа должна учить мышлению в новой IT-среде. И в этом смысле белая или черная доска гораздо более полезны.

Электронная доска хороша как промежуточный элемент. Но если мы говорим о перспективных средствах разработки, то понятно, что жестовое проектирование в воздухе, например, гораздо перспективнее. Алгоритмика важнее, чем освоение интерфейсов. Именно поэтому в Кремниевой долине есть несколько модных школ, в которых нет гаджетов. И венчурные капиталисты, которые зарабатывают на продаже гаджетов остальному миру, отправляют своих детей в школы, где гаджетов нет.

У нас есть уникальный шанс - в России подрастает то, что мы называем поколением латентных инженеров. Те, кому сегодня 13 лет, - это поколение ребят, которые выросли на новых технологиях. Но если эти дети в 2018 г. придут в вузы и попадут в лоно старых программ, это будет значить, что шанс получить поколение, которое способно создать на этих компетенциях принципиально новые продукты, мы упустим, как мы его упустили в 1990-2000-е гг.

Дмитрий Песков (АСИ)

Мы выпустили в прошлом году «Атлас новых профессий» с рекомендациями родителям, куда им отдавать детей учиться. Кроме того, в стране будет создан так называемый перечень перспективных профессий и под них - трек подготовки профессиональных образовательных стандартов, гораздо более короткий, чем действующий. Нынешний, с нашей точки зрения, не обеспечивает возможности качественно подготовить преподавателя школьных дисциплин в области IT - за счет длинного цикла разработки компетенции устаревают раньше, чем учитель успевает их применить в школе.

Кроме того, в стране объявлена реализация на основе технологической инициативы, целью которой является сформировать образ будущего, который необходим стране в горизонте 20 лет. И ключевая задача - это школа и IT-стандарты в школе.