СМАРТС выходит на дорогу

Компания СМАРТС, в 1996 году запустившая в Самаре одну из первых российских сетей GSM, до конца текущего года распродаст все сотовые активы. Однако ее основной собственник - ​председатель совета директоров ОАО «СМАРТС» Геннадий Кирюшин - ​не собирается покидать телекоммуникационный рынок. В интервью главному редактору «Стандарта» Леониду Конику он рассказал о новом проекте - ​создании оптической сети вдоль автомобильных дорог России.

О проекте прокладки волоконно-оптических кабелей в полосе отвода федеральных автотрасс представитель СМАРТС впервые рассказал еще в 2013 году, на конференции TransNet. Что подвигло сотовую компанию на магистральный проект?

Мы озаботились этой темой восемь лет назад и первый раз заявили о ней в Росавтодоре в 2007 году, во время конференции «Интеллектуальные транспортные системы», которую проводил Минтранс.

Заняться магистральным проектом нас подвигла жизнь. В те времена СМАРТС работала в 16 регионах, и было необходимо соединить их между собой. Потоки информации нарастали с бешеной скоростью, затраты на аренду каналов пропорционально увеличивались. Мы решили, что будет дешевле купить инфраструктуру или «темные» волокна, но никто не продавал. Тогда и возникла идея построить инфраструктуру своими силами и продавать всем желающим.

Начали разбираться в том, как лучше всего строить. Традиционные технологии прокладки в грунте сразу были отвергнуты по причине того, что нужно проходить через тысячи частных земельных участков и с каждым из их владельцев договариваться, получать согласие на строительные работы. Поэтому мы начали изучать, у кого есть протяженные полосы отвода. Перебрали энергетиков, газовиков, нефтяников, железнодорожников, а также автомобильные дороги. Мы свели в единую таблицу дестабилизирующие факторы, влияющие на ВОЛС при каждом из способов прокладки, и выяснили, что расположение оптического кабеля вдоль автодорог является наиболее надежным с точки зрения содержания и эксплуатации линейных сооружений. Для ВОЛС вдоль автодорог есть лишь один дестабилизирующий фактор - ​наводнение, тогда как при укладке в грунт их четыре, а при подвесе кабеля к опорам ЛЭП - ​целых десять.

После выбора способа прокладки стало ясно, что нужно договариваться с дорожниками, тем более что они планировали создание интеллектуальных транспортных систем, - ​это означало, что мы можем помочь друг другу. Фронт работ тут колоссальный. Только недавно появилось обязательное условие при ремонте и реконструкции федеральных дорог - ​ставить видеокамеры на мостах и перед ними. Но это же минимум! Метеостанции вдоль дорог пока обслуживают в ручном режиме или снимают показания раз в сутки, в итоге, например, после дождя водителям не сообщается о том, что дорога скользкая, они не снижают скорость и попадают в аварию, а через сутки узнают, что там был дождь.

Восемь лет - ​немалый срок. Что было сделано за это время?

С 2007 года я хожу по всем дорожным службам, убеждаю, рассказываю. Но лишь пару лет назад удалось нащупать правильный путь - ​действовать через Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ). 8 апреля 2014 года на заседании наблюдательного совета АСИ под председательством президента РФ Владимира Путина проект ОАО «СМАРТС» по интеграции магистральных телекоммуникационных сетей с автодорожной инфраструктурой Российской Федерации был одобрен. Этому предшествовало годичное изучение проекта, различные экспертизы, опросы потенциальных пользователей.

После этого мы начали практическую работу и уже получили специальные технические условия (СТУ) Минстроя, сделали проект, закупили технику, барабаны с трубками для задувки кабеля, легкие разборные колодцы, - ​все это пришло в Россию в конце августа. Мы готовы к старту, к тому, чтобы показать всем заинтересованным ведомствам, службам, специалистам нашу уникальную технологию в действии. Она состоит из трех «микро»: микротраншея, микротрубка и микрокабель.

Куда именно прибыла техника и где вы планируете проложить первый участок сети?

Все прибыло в Самару и в Тольятти. У нас готов к запуску пилотный проект - ​первые 187 км на севере Самарской области, по маршруту Сергиевск - ​Челно-Вершины - ​Шентала - ​Клявлино - ​Камышла. Там наблюдается дефицит оптики, что мы увидели по заранее собранным у других операторов заявкам. Проект пилотного участка разработало ОАО «Гипросвязь» (Самара), его уже согласовало руководство Самарской области. СТУ согласованы, специалисты и инструкторы готовы - ​нам теперь нужна только отмашка Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области. После получения от него разрешения нам потребуется всего неделя на то, чтобы обучить механизаторов работе с новой техникой.

Кто будет строить для вас сеть?

В каждом регионе будет не менее трех подрядчиков. Мы заведомо создаем конкуренцию, для того чтобы нам не взвинтили цены. Поставщиков микротрубок, микрокабелей и прочего также будет не менее трех.

У кого вы намерены закупать кабелеукладчики, волокно и другие материалы?

Микротрубки исключительно российского производства, волокно пока будем использовать финское - ​фирмы Nestor Cables Oy. Первый кабелеукладчик мы приобрели у американской компании Vermeer, он одновременно пропиливает дорожное полотно и укладывает в щель пакет микротрубок. Для того чтобы построить 150 тыс. км кабеля за три года, нам понадобится 250 таких машин, и помимо Vermeer мы нашли поставщика аналогичной техники во Франции - ​Groupe Marais.

Чтобы, к примеру, реализовать проект в Самарской области (1657 км кабеля), там должны работать три механизированные колонны. Каждая за строительный сезон прокладывает 200 км, итого 1800 км за три года (так что у нас еще образуется запас в 150 км). Всю технику мы готовы давать строительным компаниям в аренду с правом выкупа.

В какие сроки Минтранс Самарской области может выдать разрешение на проект?

В любой день. Ждем. Мы с ним прошли трехлетний путь переговоров.

Какие структуры, кроме АСИ, поставили визы на магистральном проекте СМАРТС?

Когда АСИ изучало наш проект, мы получили положительные отзывы от Минкомсвязи, Минтранса, Росавтодора, Минэкономразвития. Он проходил через помощника президента по экономике, поэтому можно сказать, что Администрация президента тоже приложила руку к этому проекту. Но конечно, большую организационную работу провели ребята из АСИ, они очень целеустремленные люди, и я хочу сказать отдельное спасибо в их адрес.

Почему, распродав практически все сотовые активы, СМАРТС продолжает магистральный проект?

Да, мы продали почти все сотовые активы. Осталось лишь несколько небольших компаний, и до конца года, скорее всего, они также сменят собственника. Мы перекладываемся в новый бизнес и инвестируем в него из денег, вырученных от продажи сотового бизнеса.

Вы предполагаете реализовать проект исключительно на средства СМАРТС?

Наверняка появятся и внешние инвесторы: проект очень масштабный. До 2019 года он потребует инвестиций в размере около 200 млрд рублей, на которые по всей России будет проложена сеть протяженностью 147 240 км, с количеством микротрубок от двух до десяти. Сеть охватит все населенные пункты с населением 500 человек и более, хотя на пути магистральной линии мы готовы браться и за населенные пункты с 250-500 жителями, просто нужны дополнительные объемы финансирования. Так что в перспективе СМАРТС даже не претендует на контрольный пакет в проекте - ​только на блокирующий.

Видится ли вам в этом проекте госучастие?

Нет, мы не привлекаем государственное финансирование. Это коммерческий, самоокупаемый проект с хорошей рентабельностью. Государство должно помогать, когда нужно решить какую-то проблему, а тут достаточно административного ресурса: подтолкнуть там, где люди еще тормозят.

Несколько лет назад об аналогичном проекте прокладки ВОЛС вдоль автодорог заявляла компания «Связьдоринвест».

Да, три года назад я вступил в контакт с ее представителями и даже пытался купить крупный пакет акций этой компании, но мы тогда не пришли к единому мнению по вопросу технологий. Я не сумел переубедить их в том, что нужно отказаться от работы в кюветах, но они не верили в возможность прокладки оптического кабеля в обочине дороги, а в местах сужения - ​прямо в дорожном полотне. К тому же «Связьдоринвест» ставил перед собой узкую задачу - ​только транзит трафика, а для нас это было одно из направлений. Причем за счет использования передового микротраншейного метода себестоимость одного оптического волокна у нас в два-три раза ниже, чем проложенного традиционным способом.

Мы недавно прикинули, сколько бы в России сэкономили денег, если бы стали применять эту технологию с 2007 года. Только операторы «большой тройки» вкладывали в магистральные кабели по $1 млрд в год, то есть с тех пор закопали по $8 млрд, или $24 млрд на троих. А нам на весь проект нужно лишь $3 млрд. Вот зримая разница между новыми и старыми технологиями!

Кто будет эксплуатировать и обслуживать федеральную оптическую сеть?

Мы готовы создать соответствующую службу в масштабах страны и, не превращаясь в оператора связи, быть сервисной компанией. Это позволит эффективнее обслуживать кабельную систему в комплексе, нежели если каждый оператор станет создавать эксплуатационную службу. Мы готовы дать условия, при которых удельные затраты операторов на эксплуатацию будут в два раза ниже сегодняшних.