АСИ представило профориентационные игры, созданные на основе Атласа новых профессий

Лучшие практики профориентации, вошедшие в Атлас новых профессий, которые Агентство стратегических инициатив (АСИ) собирало в течение 2015-2016 годов, были представлены в виде двух настольных профориентационных игр для школьников на чемпионате WorldSkills Hi-Tech в Екатеринбурге. Поиграть в компетенции будущего, запустить инженерный стартап и смоделировать варианты своих профессиональных траекторий каждый желающий мог на площадке АСИ «Точка кипения».

Игру «Компас новых профессий» разработала команда информационно-инженерного инкубатора И-Куб, а игру «Наставник НТИ» спроектировали представители «Кружкового движения» Национальной технологической инициативы.

Суть игры «Компас новых профессий» заключается в том, что участник может составить свой профессиональный профиль исходя из полученных навыков, пояснил технический директор проекта И-Куб Антон Сидельников. В процессе игры школьники знакомятся с практиками Атласа новых профессий, прокладывают осознанную жизненную траекторию с 13 до 40 лет, отрабатывают стратегию и тактику принятия групповых решений.


«После игры дети признались, что «Компас новых профессий» помог им лучше понять взрослые решения. Они раньше даже не задумывались, что будут делать через 10 или 30 лет. Возможно, они впервые поняли, что здоровье - это важно, а чтобы получить хорошую работу, необходимо много учиться, - сказал Антон Сидельников. - Игра дает практический жизненный опыт. Когда мы советуем своим детям, например, учи математику - пригодится, они этого не понимают. Проще затеять с ними игру. Личный опыт для них гораздо ценнее любых наставлений».

По его словам, взрослым - родителям и педагогам - «Компас новых профессий» помогает направить детскую энергию в конструктивное русло. «У ребят в подростковом возрасте нет внутреннего запроса, они не знают, куда применить силы. И педагог может создать среду и помочь им с опытом, в котором ребята сами начинают понимать, в каком направлении они могут развиваться уже сейчас», - сказал Антон Сидельников.

От представителей образовательных учреждений уже начали поступать запросы на проведение этой игры в нескольких учебных заведениях. «Мы планируем выпустить нашу игру в коробке, чтобы в любой школе в нее могли играть, независимо от того, можем мы провести ее лично или нет», - сообщил Антон Сидельников.


Игра «Наставник НТИ» моделирует инструменты формирования в действующих кружках инженерных команд, которые создают и запускают собственные стартапы. Согласно легенде игры, любому стартапу для развития необходимо время, поэтому командам предстоит пройти по игровому полю путь от временных площадок - к постоянным, получить финансирование и экспертную поддержку.

В игре представлена реальная инфраструктура, которая сформировалась вокруг дополнительного образования детей в России. Задействованы различные форматы развития научно-технического творчества, которые помогают школьникам и студентам создавать собственные проекты. Также игра помогает разобраться, как эти форматы взаимосвязаны.


Игра учитывает различные жизненные сценарии. Например, участник инженерного стартапа может вытащить карточку «Переходный возраст» или «Родители сказали бросить кружок и поступать на экономический» - в таком случае он или оставляет игру, или может вернуться через несколько ходов, рассказал проректор по учебной работе Московского Политеха, руководитель рабочей группы «Кружковое движение» НТИ Дмитрий Земцов.

Он сообщил, что в процессе игры школьники получают навыки создания собственного проекта и знание всей карты имеющихся кружков и ключевых площадок, работающих с талантливыми школьниками в логике НТИ. «Это летние проектные школы, инженерные соревнования, ЦМИТы (центры молодежного инновационного творчества – прим.), фаблабы, детские технопарки и другие участники кружкового движения, - пояснил Дмитрий Земцов. - Основная задача - обеспечить непрерывную траекторию движения детского кружка через все эти разнородные площадки».

По словам Дмитрия Земцова, у школьника, который занимается в детском технопарке «Кванториум», должна быть возможность параллельно участвовать в проектной школе, создать там проект, доделать его в любом ЦМИТе, независимо от того, в какой точке России он находится.

Всего в пространстве коллективной работы «Точка кипения» в рамках деловой программы WorldSkills Hi-Tech в Екатеринбурге прошло 17 различных мероприятий: лекций, круглых столов, сессий, тренингов, презентаций. 

Справка

Пространство коллективной работы «Точка кипения» предназначено для представителей сферы образования, науки, бизнеса - ученых, бизнесменов и технологических предпринимателей, госслужащих, членов общественных организаций и профессиональных сообществ - чтобы они могли делиться лучшими практиками, прорабатывать новые модели развития отдельно по своим направлениям и во взаимодействии друг с другом.

«Точка кипения» АСИ работает в Москве с 2014 года. За это время на площадке прошло свыше 400 мероприятий, в которых приняли участие больше 80 тыс. человек. 7 ноября 2016 года первая за пределами столицы стационарная «Точка кипения» откроется на территории технопарка «Ленполиграфмаш» в Санкт-Петербурге в рамках форума «Технологическая революция»