В ближайшее 100 лет наставничество будет востребовано на рынке труда в разных сферах деятельности, об этом сказала директор Открытого университета Сколково (ОтУС) Екатерина Морозова в ходе дискуссии «Компетентностная модель наставника», которая состоялась 15 февраля на всероссийском форуме «Наставник-2018».
«Много профессий выбывает с рынка труда из-за того, что они заменяются искусственным интеллектом, информационными системами. Наставничество – это одна из тех профессий, которые в горизонте ближайших 100 лет не выпадет, потому что она предполагает то, на что не способна машина – на эмоциональные отношения между двумя людьми», - пояснила Екатерина Морозова.
Обсуждая набор компетенций, носителями которых должен быть современный наставник, все эксперты отметили эмоциональный интеллект, как важную составляющую для взаимодействия с подопечным. Это задает логику их коммуникации, переходящую на разные уровни понимания задачности. В основу модели наставника эксперты заложили предметные и метапредметные компетенции, которые могут дифференцироваться в зависимости от сферы деятельности. Например, наставники, занимающиеся социализацией ребенка с ОВЗ и готовящие с командой высокотехнологичный проект, должны кардинальным образом отличаться. Эксперты в дискуссии поделились своими взглядами и видением проблемы, а также представили кейсы, которые реализуют в своей практике.
Компетентностная модель наставника
О компетенциях, необходимых наставникам в работе с талантливыми детьми, которые готовятся стать технологическими лидерами, рассказала Елена Клепикова, руководитель департамента образовательных программ НП «Лифт в будущее». Она отметила, что прежде всего, наставник должен обладать метапредметными компетенциями, которые становятся универсальными ключами, открывающими любую профессиональную сферу.
«Поэтому важно, чтобы наставник обладал системным мышлением, критическим мышлением, умел проанализировать ситуацию на разных уровнях (технологическом, политическом, экономическом), смог это комплексное видение передать ребенку через ряд инструментов. Он должен уметь декомпозировать задачу глобального уровня до локальной задачи, которую может выполнить с ребенком. Он должен четко понимать, как устроен проект, по каким стадиям проекта он проводит ребенка, для того чтобы выйти с ним на признаваемый в сообществе, ощутимый результат», - пояснила Елена Клепикова.
Наставник- это человек, который позволяет другому человеку реализовать свой потенциал, считает Андрей Комиссаров, лидер краудсорс-платформы EduNet: Образование будущего.
В основу предлагаемой им модели заложены 4 фактора. «Осознанность - наставник должен помочь сделать осознанный выбор своему подопечному. Второе – внимательность, как слушание. Наставник должен очень хорошо слышать и слушать, что происходит с наставляемым. Третье - ясная коммуникация. Нужно разговаривать на языке человека, в рамках его контекста культурных кодов, чтобы понимать друг друга. Терпение и эмоциональный интеллект. Наставник должен управлять своими эмоциями, понимать, какой эмоциональный фон у твоего ученика», - сказал Андрей Комиссаров.
По мнению заместителя руководителя проектного центра Университета НТИ Олега Подольского, менторинг и наставничество основано на отношениях между людьми, на взаимодействии. Определяя миссию наставничества, он подчеркнул, что нельзя забывать о таких профессиональных компетенциях, как психолого-педагогические знания, умение использовать технологии мотивации и поддержки. Главная функция наставника - культивировать уверенность в достижении результата, считает он.
Иван Рязанов, специалист по биотехнологиям сети детских технопарков «Кванториум» рассказал о том, какие, по его мнению, качества важны для работы наставника. Во-первых, он должен быть профессионалом в какой-то сфере деятельности, знать эту деятельность изнутри и иметь определенные результаты в ней. Во-вторых - это умение управлять деятельностью, и третье - владение деятельностными педагогическими технологиями.
Также он обратил внимание на то, что нужно отличать реальные результаты подопечных от демонстрируемых. «Уникальность наставничества в том, что он не подменяет деятельность ребенка своей деятельностью. Он ее реально сопровождает, а не входит в команду в качестве идеолога, реализатора, не тащит детей в свои идеи, а конкретно развивает детей. Наставник всегда работает в шаге развития ребенка, он всегда сопровождает его деятельностное взросление», - пояснил Иван Рязанов.
О цифровом контексте наставничества рассказала руководитель проектов Фоксфорд (ООО ЦО Нетология-групп) Юлия Шароватова, которая в модели компетенций выделила, в первую очередь, навык виртуального сотрудничества, предусматривающий коммуникативную способность выстраивать с ребенком плодотворные отношения. Наставник, сопровождающий ребенка в образовательном процессе онлайн, должен обладать эмоциональным интеллектом, уметь распознавать все эмоции, понимать эмоциональное состояние своего подопечного, не находясь рядом. «Третий момент в нашей модели компетенции наставника это - самомотивация, самодисциплина. Это позволяет более организованно подходить к своей работе и служить примером для детей, которых они ведут», - подчеркнула Юлия Шароватова.
Оценка компетенций наставничества
Особое место в дискуссии было отведено оценке компетенций наставничества - как зафиксировать рост компетенций наставников и их подопечных, какие нужно использовать инструменты для их оценки.
Все эксперты совпали во мнении, что результат деятельности наставника можно оценить только по результату деятельности его ученика. «Оценивать должны два человека - тот, у которого эти компетенции должны расти и тот, кто влияет на этот рост», – сказал Андрей Комиссаров.
Компетенции наставников можно проверять только в деятельностном подходе, считает Елена Клепикова. В модели, которую она представила, система оценки наставников выстроена на двух этапах. Первый - выполнение заданий по различным методикам, второй - работа над проектами. «В деятельности можно определить, на сколько они могут коммуницировать, системно видеть ту или иную проблему, как умеют работать с информацией, на сколько быстро обучаются, могут ли довести проектную группу до ощутимых результатов», - подчеркнула эксперт. При этом она отметила, что система оценивания должна быть применена только тогда, когда в ней есть необходимость, если нужно подобрать наставника под конкретные четкие задачи.
Это мнение поддержал Олег Подольский, отметив, что методы аккредитации и аттестации в наставничестве неуместны. «Если это зайдет в наставничество, то это движение можно похоронить заживо, – сказал он. - Оценка нужна только для того, чтобы и наставник, и наставляемый правильно строили траекторию своего развития и правильно рефлексировали, в какую сторону их развитие движется. Для это нужен инструмент, в котором не должны использоваться никакие стандартизированные тесты. Здесь может быть единственным критерием оценки результов достижения наставника – это результаты его подопечного».
Екатерина Морозова предложила к системе оценивания наставников подключать современные технологии - Big Data, нейроинтерфейсы. «Если мы будем полагаться на оценку живого эксперта, то это очень дорого и субъективно. Учитывая развитие движения наставничества, без использования технологий это оценивать будет очень сложно», - добавила она.