В Новгородской области создана лучшая модель сопровождения инициативы «Кадры будущего для регионов»

Фото: Александр Ельшевский | Пресс-служба АСИ

Лучшая административная модель сопровождения инициативы АСИ «Кадры будущего для регионов» была создана в Новгородской области. Об этом сказал Сергей Тетерский, лидер образовательного трека «губернаторских школ» на заседании координационной группы по вопросам пилотной реализации инициативы 26 октября.

Губернатор Новгородской области лично включился в реализацию инициативы, мотивируя наставников и тьюторов. «В самом начале глава региона сказал, что результаты можно оценить через 3-4 года, когда ребята поступят в университет. Если они останутся в регионе, значит сработали хорошо, если нет – значит инициатива не сработала. Каждого ребенка в этой инициативе губернатор лично берет на сопровождение», - сказал Сергей Тетерский.

Также было отмечено, что Новгородская область - это единственная площадка, где произошла интеграция проектов, разработанных детьми, с региональной стратегией. Команда подготовила проекты, направленные на решение самых актуальных проблем социально-экономического развития области.

На совещании были озвучены итоги реализации первых двух этапов инициативы и в других пилотных регионах.

В Московской области была сформирована эффективная команда тьюторов, которая смогла помочь ребятам сделать сильные проекты. Также организаторы инициативы отметили область как самую образцовую по использованию новых технологий – на площадках губернаторских школ работал скоростной интернет. Региональная команда предложила интересный формат дискуссионного общения участников инициативы - завтрак с наставниками.

Вовлеченность руководства региона в инициативу продемонстрировала и Ульяновская область. Губернатор предложил ребятам спрогнозировать будущее региона и разработать проекты перспективного развития территорий. Сейчас команда работает над идеей визуализации стратегии развития региона до 2030 года в виде интерактивного макета, куда войдут проекты ребят.

В Тюменской области для проведения губернаторских школ была предоставлена удобная база - лагерь «Олимпийская ребячка». Она отмечена как лучшая площадка. Двухэтапная подготовка наставников – новая практика, которую предложила региональная команда. На первом этапе для наставников, отобранных для инициативы, еще до старта провели вводный трек, разъясняющий идеологию предстоящего проекта и роль наставничества в нем. На втором этапе они уже непосредственно включились в работу. Отбор наставников был проведен целенаправленно, не формально.

По заказу губернатора Пермского кря на ГТРК «Пермь» был снят специальный ролик с рекомендациями и пошаговым алгоритмом каждого этапа инициативы, который можно использовать как методический инструмент и для других регионов. В крае сразу после окончания школ для всех руководителей органов управления образования районов провели семинар-погружение и показали, как в дальнейшем организовать работу в рамках федерального проекта.

В Тульской области к инициативе примкнули родители, которые предложили провести через год диагностику, чтобы узнать, что произошло с подростками, какую они показали динамику развития. Область также показала практику развития партнерских отношений. Региональное отделение «Опора России» предложили шефское сопровождение, потому что во многих проектах, которые разрабатывали ребята, они рассмотрели интересные перспективные бизнес-идеи.

В программе Татарстана участвовали ребята с ограниченными возможностями здоровья, что на практике показало доступность инициативы для каждого подростка. Организаторы в качестве положительного опыта отметили сотрудничество с Университетом талантов, который предоставил хорошо подготовленных, эффективных тьюторов.

Участники совещания, подводя итоги первых двух этапов инициативы, обсудили проблемы, которые вскрылись в ходе набора участников и проведения губернаторских школ. Они высказали предложения, как скорректировать процессы с учетом допущенных ошибок.

Ранее в Татарстане на площадке инициативы организаторы приняли решение заменить название «проекты» на «социально-профессиональные инициативы команды – СПИК». «Мы проанализировали проекты, подготовленные ребятам, и увидели, что среди них есть не проработанные решения, а скорее эмоциональные идеи. На платформе «Мобильное электронное образование» будет блок по обучению классическому проектированию, и ребята смогут приобрести нужные компетенции, для того чтобы выйти на реальные проекты», - сказал Сергей Тетерский.

Также он предложил провести обучение организаторов проектных офисов инициативы, чтобы все понимали суть проекта и действовали по единым, понятным для всех правилам. Для этого в каждом регионе должна работать команда тренеров.

Как отметила начальник управления развития профессионального образования министерства образования Московской области Людмила Сторчак, большинство проектов получились однотипные, а стратегические направления развития регионов практически не нашли в них отражения. Причину этого она видит в том, что среди участников большинство оказались девочки с гуманитарными наклонностями, и школьники был смотивирован больше на социально-коммуникативные направления.

В связи с этим она предложила изменить систему набора всех участников - подростков, тьюторов, наставников, и проводить его по технологии открытых отборов через мотивационные вопросы-кейсы.

Начальник управления дополнительного образования и воспитания департамента физической культуры, спорта и дополнительного образования Тюменской области Оксана Савинова предложила проводить губернаторские школы в каникулярное время. По ее мнению, встречи региональных команд должны проходить регулярно, чтобы не потерять связь и сохранить мотивацию, которую они получили на летних площадках. Уже в ноябре Тюменская команда соберется в каникулярной школе.

Анастасия Зырянова, заместитель директора направления «Социальные проекты» озвучила идею - переформатировать тематическую смену АСИ в Артеке или сделать параллельную смену инициативы «Кадры будущего в регионах» с программой в контексте губернаторских школ, чтобы сохранить преемственность.