Содержание

В декабре 2016 года на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив одобрена стратегическая инициатива «Развитие волонтерства (добровольчества) в регионах».

Одновременно Общественной палате Российской Федерации совместно с Агентством стратегических инициатив дано поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина разработать план мероприятий по развитию волонтерского движения.

16,4 млрд. руб.
ежегодно — стоимость ресурсов добровольного труда в некоммерческом секторе
50%
готовы стать
волонтерами
56
регионов внедрили стандарт
до 15%
населения
участвуют
42,7
человеко-часов в месяц составляет
в среднем труд одного российского добровольца 

Добровольчество охватывает различные сферы деятельности людей — от адресной помощи уязвимым группам (социальное добровольчество) до защиты окружающей среды (экологическое волонтерство) и привлекает граждан вне зависимости от пола и возраста.

Учитывая вклад добровольцев в социально-экономическое развитие территорий, Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала повышать уровень информированности общественности о ценности и возможностях работы на добровольных началах и содействовать созданию благоприятных условий для участия в добровольной деятельности.

В 2014 году в США добровольцами стали около 63 млн американцев, отработав 7,9 млрд часов, стоимостное выражение труда добровольцев превысило 184 млрд долл. США. Экономический потенциал добровольческой активности в Канаде в стоимостном выражении превышает отрасли сельскохозяйственного и автомобильного машиностроения.

Ключевые барьеры для развития волонтерства в России

  1. отсутствие в законодательстве
    четкого определения понятий «доброволец» и «волонтёр»
  2. отсутствие прозрачного механизма
    взаимодействия органов власти и подведомственных учреждений с добровольцами
  3. отсутствие льготного налогового режима операций по оплате проезда и питания волонтеров организаторами добровольческой деятельности
  4. ограниченный доступ к помещениям и материально-техническим средствам для организаций добровольческой деятельности
  5. ограничения для участия волонтеров в региональных конкурсах субсидий для СО НКО
  6. невысокий уровень осведомленности населения о практиках гражданского участия

Стандарт поддержки волонтерства в регионах

Агентство стратегических инициатив разработало Стандарт поддержки волонтерства в регионах. Стандарт основан на лучших практиках государственной поддержки добровольчества в России и за рубежом. В порядке иллюстрации 9 шагов Стандарта подготовлен сборник лучших практик

Организационно-правовое обеспечение

  1. Принятие регламента взаимодействия региональных органов государственной власти с социальными некоммерческими организациями 

    Регламентом должны быть предусмотрены условия вовлечения добровольцев, в том числе посредством СО НКО, в деятельность государственных и муниципальных учреждений субъекта Российской Федерации, включая необходимые требования к добровольцам, их подготовке, перечень необходимых документов, гарантии доступа добровольцев к мерам государственной поддержки.
  2. Назначение ответственного за развитие добровольчества в регионе на уровне не ниже заместителя руководителя главы субъекта Российской Федерации 

    Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации должно быть назначено лицо, обеспечивающее межведомственное взаимодействие по вопросам содействия развитию добровольчества в целях равномерного распределения мер государственной поддержки по направлениям добровольчества, а также ответственное за организацию канала (каналов) прямой связи с добровольцами и организаторами добровольческой деятельности (далее – ответственное лицо). Ответственное лицо утверждает приоритетные направления поддержки добровольчества в субъекте Российской Федерации.
  3. Создание Совета по вопросам добровольчества

    При главе субъекта Российской Федерации должен быть сформирован Совет по вопросам добровольчества (волонтерства) в качестве консультативного органа с учетом специфики направлений добровольчества в регионе. В состав Совета должны войти основные организаторы добровольческой деятельности, в том числе СО НКО, лидеры добровольческих групп, общественные объединения и организации, предприятия. Совет выявляет региональные и местные барьеры, обобщает рекомендации по вопросам развития добровольчества, служит экспертной площадкой для обсуждения вопросов развития практик гражданского участия.


Инфраструктурная поддержка
  1. Открытие ресурсных центров

    В субъекте Российской Федерации должна быть определена региональная организация (ресурсный центр), оказывающая комплекс информационных, консультационных, методических услуг организациям и гражданам в области добровольческой деятельности. Ресурсный центр может быть организован на базе государственного, муниципального учреждения или некоммерческой организации, на базе действующей инфраструктуры социальных инноваций или образовательных учреждений. Задачи центра – популяризация добровольчества, мобилизация добровольческих усилий граждан и сотрудников организаций, их методическая подготовка, тиражирование технологий управления добровольческими ресурсами.

    Добровольческий центр должен быть обеспечен помещением для работы с добровольцами и организациями, в субъекте Российской Федерации должен быть опубликован реестр помещений, предоставляемых добровольцам и добровольческим организациями на безвозмездной и бесплатной основе для проведения разовых мероприятий по привлечению и подготовке добровольцев.
Финансовая поддержка
  1. Предоставление субсидий и грантов

    В отдельное направление поддержки должны быть выделены проекты СО НКО, направленные на вовлечение граждан в добровольческую деятельность, поддержку деятельности добровольческих объединений, популяризацию добровольчества и благотворительности, информирование общества о деятельности в сфере добровольчества и благотворительности, приоритет должны получить добровольческие центры, оказывающие комплексные услуги. В целях повышения прозрачности конкурса необходимо разрабатывать требования к организациям-заявителям, к оценке проектов, а также публиковать методические рекомендации по оформлению заявок на получение субсидий. 
Информационно-методологическая поддержка
  1. Оказание информационной поддержки и популяции добровольчества (волонтерства)

    Информация о возможностях участия в добровольческой деятельности должна быть размещена на информационных ресурсах муниципалитетов и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере их компетенции. Подведомственные им организации должны содействовать сбору информации о потребностях и предложениях добровольческой деятельности, в том числе на базе добровольческого центра и на базе региональных и федеральных Интернет-платформ.

    В субъекте Российской Федерации должны быть предусмотрены мероприятия по популяризации добровольчества, в том числе презентации, лекции на базе добровольческих центров и организаций, фестивали, выставки и форумы.

  2. Подготовка добровольцев и должностных лиц

    На базе добровольческого центра должны быть организованы регулярные программы подготовки по приоритетным направлениям поддержки добровольческой деятельности, а также поддержаны программы подготовки, осуществляемые организаторами добровольческой деятельности в регионе. Организации, привлекающие добровольцев в субъекте Российской Федерации, должны обеспечить проведение инструктажа добровольцев перед непосредственным началом выполнения работ или услуг.

    В субъектах Российской Федерации должно быть обеспечено тиражирование программ подготовки для должностных лиц органов власти и сотрудников подведомственных государственных и муниципальных учреждений в области вовлечения СО НКО и добровольцев в деятельность указанных учреждений.

Мотивация к добровольчеству
  1. Разработка мер поощрения добровольцев (волонтеров)

    В субъекте Российской Федерации должна быть предусмотрена реализация комплексных мероприятий в области поощрения добровольцев, в том числе проведение конкурсов в области лучших практик организации добровольческой деятельности, организация личных наград за заслуги в области благотворительности и добровольчества, выдача благодарственных писем и грамот.

    Добровольцы, организаторы добровольческой деятельности и должностные лица, прошедшие подготовку, должны получать поощрение в нематериальной форме.

Организационно-правовое обеспечение
  1. Оценка внедрения стандарта

    В регионе должна быть выстроена система обратной связи, предусматривающая оценку результатов внедрения Стандарта и механизмов поддержки, а также деятельности ответственного лица добровольцами, СО НКО и другими организаторами добровольческой деятельности на основе принципов всеобщей доступности и открытости. Элементами системы должны выступать каналы прямой связи с ответственным лицом, экспертная деятельность Совета по вопросам добровольчества, а также оценка социально-экономических эффектов внедрения Стандарта.

Стандарт позволит

  1. Обеспечить равный доступ всех возрастов к возможностям добровольчества, учитывающим их мотивацию;
  2. Объединить ресурсы бизнеса, некоммерческих и образовательных организаций в реализации совместных добровольческих программ на базе государственных и муниципальных учреждений и добровольческих центров;
  3. Укрепить доверие граждан к некоммерческому сектору, а также предоставить СО НКО человеческий ресурс для развития;
  4. Повысить эффективность организации добровольческой деятельности;
  5. Привлечь дополнительные внебюджетные средства в социальную сферу.
реализации станадарта 53 региона

14
регионов проводят лекции
в школах, ВУЗах для просвещения молодежи
60
регионов проводят
регулярные местные форумы добровольцев
60
регионов выпускают
дипломы, благодарственные письма и другие знаки
30
регионов проводят
методические рекомендации по развитию добровольчества

50
регионов учредили
награды в области добровольчества
10
регионов приняли
концепцию развития добровольчества
57
регионов организовывают
регулярные местные добровольческие акции
48
регионов относят поддержку
добровольчества к полномочиям органов молодежной политики