Агентство стратегических инициатив (АСИ) в рамках инклюзивного проекта «Открыто для всех» провело экспертную сессию по трудоустройству людей с инвалидностью. Участники мероприятия – представители крупных компаний и некоммерческих организаций – рассказали о готовящихся изменениях в нормы квотирования рабочих мест для инвалидов, обозначили основные проблемы и возможные решения в этом процессе.
«К сожалению, инвалидизация населения растет, увеличивается количество людей с приобретенной инвалидностью. И важно, чтобы им не просто находили работу, а чтобы государство и бизнес совместно занимались в целом жизнеустройством людей с ограниченными возможности здоровья, включением их в социально-экономическую жизнь. Одна из задач проекта «Открыто для всех» – познакомить бизнес с возможными практиками и решениями по трудоустройству людей с инвалидностью, а также оградить от ошибок, которые часто допускают работодатели в этом случае», – сказала руководитель программы в дивизионе «Качество жизни» АСИ Кира Захарова.
Сейчас по законодательству, если численность сотрудников у работодателя превышает 100 человек, он должен выделить для трудоустройства инвалидов от 2 до 4 % рабочих мест от среднесписочной численности, если сотрудников от 35 до 100 человек, квота составляет до 3 %. При этом нужно оформить с сотрудниками трудовые договоры. Работодатель может это сделать либо внутри своей компании, либо заключить договор об аренде рабочего места для инвалида с другой организацией, как правило, с НКО. По словам вице-президента Всероссийского общества слепых Дмитрия Котенева, такой механизм часто приводит к внутренней конкуренции между НКО, когда ради подписания договора с крупным бизнесом они занижают стоимость своих услуг, что сказывается на заработной плате сотрудника-инвалида.
Другая распространенная ловушка, в которую попадают работодатели, – желание закрыть квоту за счет формального трудоустройства людей с ОВЗ.
«Если бизнес рассматривает инклюзию как просто социальное добро, ничем хорошим это не закончится. Лучше заплатить штраф и ничего не делать, чем фиктивно нанять людей с инвалидностью, платить каждому по МРОТ и не требовать даже их присутствия на работе, объясняя это помощью инвалидам. Это патологическая история, люди привыкают. И, когда, например, в компании меняется руководство, которое поручает включить числящихся в коллективе инвалидов в производственный процесс, сделать это уже практически невозможно», – считает Игорь Новиков, сооснователь проекта Everland, направленного на поддержку инвалидов при выходе на рынок труда.
Одним из выходов в сложившейся ситуации могут стать обсуждаемые сейчас изменения в законе о квотировании рабочих мест для инвалидов. Предполагается, что для работодателей появится новый механизм – не прямое трудоустройство людей с ОВЗ, а закупка для нужд производства выпускаемой ими продукции.
Если же компания готова активно включаться в инклюзивную повестку и создавать рабочие места для инвалидов, важно учитывать ряд моментов, считают эксперты. Во-первых, определение четкого режима работы и отдыха для таких сотрудников гораздо важнее приобретения специализированного дорогостоящего оборудования. Во-вторых, не нужно сразу требовать общих параметров эффективности от работников с ОВЗ.
«В вопросах развития инклюзии в бизнесе нужно двигаться очень последовательно, агрегировать экспертизу НКО, взаимодействовать на уровне пилотных проектов, вводить ступенчатые показатели эффективности для сотрудников с инвалидностью, разрабатывать для них определенные планы вхождения в трудовые процессы. Тогда эта работа не будет возведена только в пиар-составляющую, а станет по-настоящему комплексной и эффективной», – считает руководитель по устойчивому развитию ПАО «ВымпелКом» Евгения Чистова.
Она добавила, что подавляющее большинство сотрудников «ВымпелКома» (94 %) приветствуют развитие инклюзивной составляющей в компании, так как это «возможность спокойного мироощущения, понимание того, что если с нами что-то случится, компания нас не выбросит».
Кроме того, участники дискуссии обсудили практики компаний, которые уже активно задействуют работников с инвалидностью или готовят их к вхождению в трудовую жизнь. Например, 50 % производственного персонала фабрики по изготовлению мебели «Астра» в Санкт-Петербурге – это люди с ОВЗ. На фабрике разделили все сложные процессы на подпроцессы, которые понятны и могут быть выполнены сотрудниками с ограниченными возможностями здоровья, рассказала гендиректор компании Алена Дорина. А московская площадка «Дети дождя» помогает продвижению и реализации проектов, связанных с социализацией, профориентацией и трудовой адаптацией людей с аутизмом и ментальными особенностями развития.