Итогом двухдневного форума «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка», организованного Агентством стратегических инициатив (АСИ) при поддержке правительства Чеченской республики, стал меморандум, определяющий ценности и принципы профессионального сообщества инклюзии, а также обозначающий практические задачи по развитию инклюзивного образования на ближайший год. Этот документ состоит из пяти пунктов и будет дополняться с учетом позиции всех участников форума – педагогов, директоров школ, экспертов, представителей власти и родительского сообщества.
«Мы планируем в течение года работать со спикерами, экспертами, с практиками, которые были рассмотрены, предложениями, которые были сформулированы участниками форума, чтобы их реализовывать и в регионах, и на уровне Российской Федерации в целом. В результате сможем внести предложения по изменениям в различные нормативно-правовые акты, в федеральные программы, сформировать общие принципы и общее видение развития инклюзивного образования в нашей стране на следующие десять лет», – сказала гендиректор АСИ Светлана Чупшева.
Первый пункт практической части меморандума – чётко сформулировать, что такое инклюзивное образование.
«В настоящее время в законе об образовании понятие инклюзивного образования сформулировано как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Мы считаем, что это не столько понятие, сколько описание процесса или права. Инклюзивному образованию нужно дать четкую формулировку, из которой было бы понятно, что это обучение детей с особыми образовательными потребностями совместно с другими обучающимся», – сказала председатель совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) Елена Клочко.
Кроме того, необходимо ввести четкое обоснование и нормативный контроль для перевода ученика на надомное обучение. Сейчас это происходит, по мнению экспертов ВОРДИ, в первую очередь из-за невозможности и неумения школы справиться с организацией инклюзивного подхода в образовательном процессе.
Важным фактором здесь является поддержка учителей, которые работают с особенными детьми. Это могут быть и обязательные консультации с супервизорами, как принято, например, в сообществе психологов, и регулярные занятия арт-терапией с клиническими психологами.
Речь идет, в том числе, о сетевом взаимодействии (сейчас нет общей программы, направленной на изучение опыта и внедрение практик НКО, которые обладают значительным опытом в сфере инклюзии), о социальном партнерстве, наставничестве, новой методологии расчетов финансирования инклюзивных процессов.
«Инклюзивное образование должно получить статус цели для инвестиции государства. Это уже не какая-то сиюминутная мода, это большая системная работа, начиная с создания соответствующих условий в детских садах. Поэтому нужно переобучение управленческих кадров, а также кадров, которые отвечают за финансовые направления в региональных департаментах образования, потому что это люди компетентные, но они не всегда понимают, какие процессы они обслуживают. Мы не просим новых денег, мы просим правильного распределения тех, кто уже есть», – сказала президент Центра проблем аутизма Екатерина Мень.
Четвёртый и пятый пункты практического блока меморандума – это формирование критериев и механизма оценки доказательности лучших практик через проведение аналитических исследований и формирование детско-взрослых сообществ.
Результаты выполнения обозначенных задач обсудят на втором Всероссийском форуме ««Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка», который пройдет в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра.
Участниками первого форума стали около 1,2 тыс. человек, к онлайн-трансляциям основных сессий, организованных в социальной сети VK, присоединились более 570 тыс. человек.