Транзитное планирование: что это значит и почему оно важно в инклюзивном образовании

Темой II Всероссийского форума «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка» станет транзитное планирование. Приглашенные на форум эксперты из сферы образования, НКО и крупных благотворительных фондов рассказали, какие смыслы закладываются в это понятие в контексте инклюзии и какие условия и ресурсы нужны для того, чтобы транзитное планирование стало нормой в развитии и сопровождении детей с особыми потребностями.

«Транзитное планирование означает построение индивидуального маршрута через всю жизнь для конкретного человека или целевой группы, которые испытывают затруднения. Поддержка должна быть на всех этапах – это ранняя помощь, дошкольное образование, школа, профессиональная подготовка и максимально возможная самостоятельная деятельность. Важно, чтобы этот индивидуальный маршрут был законодательно и социально обеспечен», – отмечает Елена Клочко, председатель совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ).

По ее словам, за последние 10-12 лет в России создана нормативно-правовая платформа для полноценного транзитного планирования. В частности, в законодательство включено понятие ранней помощи детям от 0 до 3 лет, в нескольких регионах принят протокол объявления диагноза, помогающий врачам этично сообщать будущим родителям о том, что их ребенок родится с особенностями. Создание специальных условий для таких детей в детских садах и школах прописано в федеральном законе об образовании. А в прошлом году Президент Владимир Путин подписал поправки к закону о социальной защите людей с инвалидностью, которые официально закрепили понятия «сопровождаемого проживания» и «социальной занятости».

«Сейчас важно, как это будет реализовываться на уровне регионов, на муниципальном уровне, где принятые решения должны переходить в практическую плоскость и где должно быть организовано соответствующее межведомственное взаимодействие. И в этом смысле большое значение приобретают агрегаторы идей из разных сфер жизни и ведомственного регулирования – такие как АСИ. ВОРДИ также имеет опыт выстраивания такого взаимодействия, так как мы видим полную картину нужд наших целевых групп – детей и взрослых с инвалидностью и их семей», – отметила Елена Клочко.

Профильные форумы, в том числе «Инклюзивная школа», в которых участвуют эксперты, представители власти, благополучатели, также способствуют сближению позиций всех заинтересованных групп, формированию единого представления об организации условий транзитного планирования и необходимых индивидуальных маршрутов, считает Елена Клочко.

Транзитное планирование – это непрерывный процесс как во времени, так и в среде, согласна Инна Ширшова, руководитель программного направления «Инклюзивная среда» благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». «Нельзя сделать инклюзивной только школу или только наладить систему ранней помощи, чтобы обеспечить жизненное благополучие. Все эти процессы должны быть сонастроены, взаимообусловлены и последовательны. Но, сейчас, конечно, основная нагрузка ложится на школу, потому что, как правило, именно на этом этапе особые потребности ребенка уже невозможно не замечать и не учитывать», – отметила Инна Ширшова.

По словам Светланы Алехиной, директора Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, модели индивидуального образовательного маршрута существуют во многих школах, несмотря на то, что само понятие не институционализировано в системе образования. «Чтобы выстраивать индивидуальные маршруты, разрабатывать индивидуальные учебные планы, нужны финансовые ресурсы, компетенции, специалисты. И нужна междисциплинарная команда», – отмечает эксперт.

Междисциплинарное знание – первое условие качественного транзитного планирования. Чтобы обеспечить индивидуальный образовательный маршрут, необходимо уметь определять актуальное состояние в развитии ученика и выстроить прогноз, который позволит спроектировать индивидуальную траекторию, говорит Светлана Алехина. «Для этого нужны психологи, дефектологи, специалисты, которые смогут думать над планированием маршрута для ребенка в парадигме развития. Потому что педагог работает по программе и обеспечивает педагогическую поддержку, а для всего, что связано с зоной ближайшего развития, нужны специалисты сопровождающего профиля», – отметила Светлана Алехина.

Второе условие транзитного планирования – это межведомственность: ученики с особыми образовательными потребностями, с инвалидностью нуждаются в заботе не только системы образования, но и здравоохранения, социальной защиты. «Весь межведомственный плацдарм работает на построение такого индивидуального планирования. В этом смысле важна очень роль психолого-педагогического консилиума школы, психолого-медико-педагогической комиссии, которые определяют по сути этот маршрут и рекомендуют образовательные условия, необходимые для того, чтобы он состоялся. Очень важное значение занимают центры психолого-педагогического и медико-социального сопровождения – они обеспечивают специализированную помощь для их родителей детей с особыми потребностями, для их педагогов», – сказала Светлана Алехина.

Инна Ширшова считает, что в основе транзитного планирования – баланс долгосрочных целей развития ребенка и необходимость поддержки семьи и ребенка «здесь и сейчас», то есть текущего благополучия. «Задача в том, чтобы дети стали максимально приспособлены к самостоятельной жизни. И здесь важно, чтобы у родителей, у учителей была полная информация о современных, основанных на научном знании методов развития и поддержки, их пользе для каждого конкретного ребенка. То есть нужно понимать, что для вас будет лучше не только в моменте, а в долгосрочной перспективе: условно, нанять няню, чтобы получить возможность краткосрочной передышки, или начать работу с поведенческим аналитиком, чтобы ребенок обучился навыкам для всей жизни», – сказала эксперт.

Она добавила, что в российском обществе сегодня наблюдается переход от точечных решений к более глубокому и системному подходу. Например, проект «Все получится!», который поддерживает фонд «Вклад в будущее», направлен на внедрение практики сопровождаемого трудоустройства выпускников детских домов и молодых людей с особенностями развития в российских регионах. Технология, по которой работает проект, полностью описана и верифицирована экспертами, в том числе работодателями, представителями служб занятости и профильных НКО. «Этот проект может быть частью транзитного планирования. Для полноценного же процесса нужна согласованность между всеми участниками, а также понимание сложности, межкомпонентности факторов по-настоящему инклюзивной среды», – отметила Инна Ширшова.

Кроме того, на форуме «Инклюзивная школа» стоит обсудить проблему эксклюзии, то есть исключения детей с особыми потребностями из общего образовательного процесса, считает Светлана Алехина. «Мы говорим здесь о школах, которые не умеют или не хотят предпринимать каких-то специальных усилий, чтобы включать таких детей в учебный, в воспитательный процесс образовательной организации. Сегодня очень большой разброс надомного обучения детей в регионах. По данным нашего федерального мониторинга, от 7 до 80 % в разных регионах дети с ОВЗ обучаются на дому. Конечно, это тоже нужно обсуждать, потому что как раз технологии и методология транзитного планирования будут эффективны в преодолении этой системной проблемы», – сказала Светлана Алехина.

II Всероссийский форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка» состоится в Ханты-Мансийском автономном округе 10-12 апреля. Организаторы форума – Агентство стратегических инициатив (АСИ), правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югра при поддержке Министерства просвещения России. Партнер – Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ). Генеральный информационный партнер – ТАСС.