Участники «Форсайт-Флота 2014» разработали 20 проектов для территорий опережающего развития (ТОР) Дальнего Востока

7 августа в Республике Саха (Якутия) завершилось 5-дневное проектно-аналитическое мероприятие, посвященное формированию картины будущего и разработке комплексных проектов развития для регионов Дальневосточного федерального округа (ДФО) - «Форсайт-флот 2014».

В работе «Форсайт-флота 2014» приняли участие 139 человек: представители среднего регионального бизнеса, институтов развития, региональных и федеральных органов власти, российские и международные эксперты, лидеры общественных и профессиональных ассоциаций, а также победители первого этапа проекта по формированию кадрового резерва управленческих кадров на территории ДФО – «Дальневосточный вызов».

Основным организатором «Форсайт-флота» третий год подряд является Агентство стратегических инициатив (АСИ). Партнеры мероприятия: ОАО «РВК», Администрация города Якутска, Российское управленческое сообщество (РУС) и Минвостокразвития России.

Сценарии интеграции Дальнего Востока в АТР

Участники «Форсайт-флота 2014» разрабатывали свои проекты с учетом 3 различных сценариев развития ДФО и интеграции России в экономическую систему стран АТР:

  • Повышение отдачи от экспорта природных ресурсов (развитие транспортной инфраструктуры, центров переработки) – направление «инфраструктура»;
  • Развитие технологического предпринимательства на Дальнем Востоке, ориентированного на промышленный рост стран Восточной Азии – направление «технологическое предпринимательство»;
  • Создание уникальных нишевых продуктов и услуг для рынков стран АТР (например, ценные породы древесины, экологически чистые морепродукты, услуги экстремального туризма) – направление «luxury».
«Сейчас Дальний Восток – это цепочка слабо связанных между собой «островов» экономической активности. Можно ли их связать между собой? Есть несколько вариантов: В первом сценарии – предложения крупных компаний, модернизация настоящего. Это добыча и транспортировка ресурсов в страны АТР. Человек становится экономически неэффективен, будущее - это время больших промышленных роботов. Второй вариант развития ситуации - логика специализации точек роста, поиск своей ниши и прямая связь с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Каждая из этих точек развивается самостоятельно, придумывает себя, вкладывает человеческие ресурсы. Еще один сценарий - создание альтернативного «центра притяжения» на Дальнем Востоке. Давайте вложимся, соберём лучшие практики. Мост на остров Русский построили, инфраструктуру построили, давайте заселим территории опережающего развития лучшими мировыми практиками, и у нас все зацветет. А может, нужно связать эти островки экономической активности «Великой русской стеной» и отгородиться от АТР?», - описал различные варианты сценариев развития Дальнего Востока директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков.

Исходя из этих сценариев участники «Форсайт-флота 2014» формировали тренды, оценивали угрозы и возможности для реализации конкретных проектов. 

Площадками для дальнейшей реализации этих проектов должны стать территории опережающего развития (ТОР), о которых участникам «Форсайт-Флота 2014» подробно рассказал заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Максим Шерейкин.


Максим Шерейкин

«Экономика Дальнего Востока – маленькая, ее надо увеличивать. Измеритель экономики - валовый региональный продукт. Источник валового регионального продукта – это бизнесы, которые приходят на Дальний Восток. Бизнесам, местным или приходящим, необходимо место для развития. В любом случае, это – земля, это инфраструктура самого широкого спектра, не только инженерная, но и социальная, инновационная и т.д. Соответственно, если сегодня придет инвестор и задаст большинству из администраций вопрос: «а дайте мне 50 га земли, и я через 2 года смогу ввести в эксплуатацию завод стоимостью в 200 мнл. долларов», то задача окажется нерешаемой. Большинство администраций такой продукт инвестору предоставить не смогут…. Сейчас я вам ответственно заявляю, что интерес у инвесторов к Дальнему Востоку есть и он очень высокий. Но есть другая сторона вопроса - этот интерес не реализуется в конкретные проекты. Именно поэтому мы и начали заниматься территориями опережающего развития. Инвесторам надо куда-то приземлиться. На первом этапе мы среди этих ТОРов видели индустриальные площадки. Но, еще раз подчеркну, нигде в законе не написано, что это должны быть именно индустриальные площадки. Это могут быть самые разные нишевые территории опережающего развития, лишь бы они привлекали инвестиции, которые бы давали нам налоги, которые давали бы нам модель окупаемости государственных инвестиций в инфраструктуру тех площадок, куда приходят инвестиции», - объяснил логику формирования дальневосточных ТОРов Максим Шерейкин.

14 территорий опережающего развития Дальнего Востока

Камчатский край

  • ТОР «Камчатка». Специализация: Портово-промышленная. Транзитный грузовой терминал, рыбный порт, Судоремонтный и судостроительный комплекс, База хранения и снабжения флота, Нефтеналивной терминал.

Республика Саха (Якутия)

Приморский край

  • ТОР «Надеждинский». Специализация: Логистическая, пищевая промышленность, стройматериалы.
  • ТОР «о. Русский». Специализация: Научно-исследовательская, образовательная, туристско – рекреационная.
  • ТОР «Зарубино». Специализация: Логистическая.
  • ТОР «ВНХК», Партизанский муниципальный район. Специализация: Нефтехимическая.
  • ТОР «Михайловский», с. Михайловка. Специализация: Агропромышленная.

Хабаровский край

  • ТОР «Ракитное». Специализация: Агропромышленная.
  • ТОР «Ванино – Советско - Гаванский». Специализация: Логистическая.
  • ТОР «Комсомольск», г. Комсомольск-на-Амуре. Специализация: Судостроение, авиастроение

Амурская область

  • ТОР «Екатеринославка», Октябрьский район. Специализация: Агропромышленная.
  • ТОР «Белогорск». Специализация: Агропромышленная.

Еврейская АО

  • ТОР «Смидовичский», с.Волочаевка-1, с.Даниловка. Специализация: Агропромышленная.

Особое место в программе «Форсайт-Флота 2014» занял тренинг на командообразование в экстремальных условиях с элементами спортивного ориентирования и решением логических задач, который проходил на территории природного парка «Ленские столбы». В соревнованиях приняли участие 6 команд (2 команды из направления «инфраструктура», 2 – из направления «технологическое предпринимательство» и 2 – из направления «luxury»), в каждой из которых было примерно по 20 человек. 

По итогам 3-часовых командных испытаний в общем зачете победили «инфраструктурные» проекты, на 2 месте (с минимальным отрывом от победителей) – команды направления «технологическое предпринимательство», на 3 месте - участники, представляющие уникальные нишевые проекты.

Подробнее о соревнованиях можно прочитать в специальном репортаже: Участники «Форсайт-флота Дальнего Востока 2014 года» прошли экстремальную программу на Ленских столбах

В заключительный день «Форсайт-Флота 2014» состоялась решающая «битва проектов» – круговые соревнования, в ходе которых у проектных команд была возможность выявить сильные и слабые стороны своих разработок. Каждая из команд трижды успела отыграть роли «защищающихся», «нападающих» и «судей». По итогам «битвы» одни команды объединились и усилили свои проектные разработки, а другие - снялись с финальной стадии презентации проектов.

Проекты участников «Форсайт-Флота 2014»

В результате 5-дневной работы на пароходе участники «Форсайт-Флота 2014» представили Министру Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александру Галушке, мэру города Якутска Айсену Николаеву и директору направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрию Пескову 20 проектов для дальневосточных ТОРов.

  1. Остров Русский Гонконгсоздание институциональной среды и особого правого режима для привлечения инвестиций и развития бизнеса. Зачастую проблему недостатков российской правовой среды пытаются решать линейно через принятие отдельных законов: о ТОРах, об ОЭЗ, о Фонде Сколково и т.д. При этом огромное количество российского бизнеса уходит в офшоры. Решить задачу деофшоризации российской экономики может существование двух систем в рамках одной юрисдикции. Гонконг - прекрасный пример того, как это может быть реализовано на отдельно взятой территории. Гибкость модели, включающей в себя единую законодательную базу и различные подходы к созданию юрисдикции по отношению к разным субъектам. Центром правоприменительной практики является судебный орган, поэтому участники проекта предлагают создать (в рамках ТОР о.Русский) суд, выделенный из вертикали судебной власти Российской Федерации. Аналог организационной схемы – суд справедливости штата Делавер (США).

  2. Создание конгрессно-выставочного комплекса с центром компетенций SmartIslandИдея проекта заключается в том, чтобы создать на территории о. Русский «витрину» России в азиатско-тихоокеанском регионе и, в то же время, предоставить игрокам АТР эксклюзивную площадку для консолидации усилий и разрешения возможных конфликтов «в нейтральных водах» (т.к. часть павильонов может располагаться на плавучих платформах). Совмещение конгрессно-выставочного комплекса рядом с Дальневосточным федеральным университетом позволит организовать помимо временных экспозиций постоянно действующий центр компетенций.

  3. Центр образовательных технологий (ЦОТ) АТРСоздание на базе инфраструктуры Дальневосточного федерального университета (о. Русский) и международного детского лагеря «Океан» единого цикла подготовки технологических предпринимателей. Суть проекта заключается в разработке и локализации передовых образовательных практик, а также продвижении spinoff-проектов (МИП 2.0) по направлениям: робототехника, биоинженерия, альтернативная энергетика, IT и электронная компонентная база. При запуске проекта планируется использовать механизмы и инфраструктуру уже реализуемых с участием игроков ДФО и АТР программ «Глобальное образование»«Дуальное образование»WorldSkills Hi-Tech и WorldSkills Junior, MOOCCDIOШкольная лига Роснано, Сбербанк-школа и др. Успешный опыт ЦОТ АТР планируется тиражировать по всей России.

  4. Дальневосточное авиационно-космическое агентство «Дальавиакосмос»Инфраструктурная поддержка проекта – космодром «Восточный» и авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре. Основная цель – реализация международных и кооперационных проектов в странах АТР. Линейка продукции: военная и гражданская авиация, малая авиация, спутникостроение и легкие ракетоносители.

  5. Цифро-ТОР: Центр цифрового мастерства «Digitalexcellence»Проект направлен на создание единой цифровой среды вокруг всех территорий опережающего развития и крупных промышленных предприятий Дальнего Востока. Основные задачи: консолидация и подготовка кадров для цифровой индустрии, развитие инфраструктуры ТОРов, организация каналов сбыта и продвижение российских товаров и услуг на рынках АТР, БРИКС и ШОС.

  6. Якутия – полигон арктических технологийАвторы проекта предлагают использовать уникальные климатические условия Якутии (ежегодные перепады температур амплитудой до 60 °C) для организации центров тестирования и испытаний техники, машин и оборудования в экстремальных погодных условиях. Основной message проекта: «то, что работает в Якутии, работает везде».

  7. Кластер экологической индустрии в Республике Саха (Якутия)Создание зоны экотуризма и производство экологически чистой продукции для категории luxury. Суть проекта - формирование туристической инфраструктуры в экологически чистой среде. Основной внешний поток туристов ожидается из Китая, Индии и Кореи. 

  8. Кластер композитных материалов (Базальт – новые технологии)Использование композитных материалов позволит увеличить эксплуатационные свойства и снизить издержки при строительстве и модернизации объектов инфраструктуры Дальнего Востока (в том числе инфраструктуры самих ТОРов). Проект направлен на развитие технологического предпринимательства, импортозамещение и выход на рынки стран АТР, создание основы для инновационной экономики в Республике Саха (Якутия), применение лучших мировых практик и отработку в рамках одного кластера всей структуры производства.

  9. Развитие ювелирной отрасли. Основная задача проекта - позиционирование России на мировых рынках (в сегменте luxury) по производству товаров с высокой добавленной стоимостью на основе формирования систем полного жизненного цикла. Исходные данные: 27% - доля РФ в мировой добыче алмазов, 6,8% - доля РФ в производстве бриллиантов.

  10. Северный «Ганеш»*Подробности проекта не раскрываются по соображениям конфиденциальности.

  11. Технопарк «Тихоокеанский парк»Суть проекта заключается в консолидации исследований и разработок в интеллектуальном центре Дальнего Востока (ТОР – о. Русский). Организация инжинирингового центра, центра прототипирования и испытательного полигона по 4 основным направлениям: развитие морской робототехники, добыча на шельфе, биоресурсы океана и биомедицина (регенеративная медицина, экзоскелеты, ТСР, БОСы).

  12. Город традиций «Остров Русский»Туристическо-развлекательный город русских традиций на о. Русский с возможностью приобретения резиденции. Проект рассчитан как на внутренний, так и на мировой поток туристов с акцентом на страны АТР.

  13. Игровой полигон удаленной реальности «FarEastActionReality»Создание игрового полигона с участием реальных (роботизированных) объектов на незаселенных территориях Дальнего Востока. Проект базируется на трендах популярности онлайн-игр и развитии технологий совмещенной (реальной, виртуальной, дополненной и удаленной) реальности.

  14. Фабрика мыслей «Дом АТР»Цель проекта: создание сообщества профессионалов со знанием деловых реалий современной Азии. Уникальные характеристики: российский think-tank по АТР (страноведческая и маркетологическая экспертиза, образование, тренинги), одно окно для всех знаний по АТР, необходимых стейкхолдерам РФ; «Азиатская грамота» - адресный и массовый ликбез + нетворкинг по Азии, лучшие практики на основе успешных проектов (AsiaLink, ChathamHouse).

  15. Центр обработки и хранения данных «Дата-центр ТОР Якутия»Развитие сегмента «Big Data» – организация хранения больших объемов информации для крупнейших наукоемких компаний АТР. Цель: Развитие телекоммуникационной и IT инфраструктуры Дальнего Востока.

  16. Великий Восточный ПроектСоздание единой инфраструктуры, объединяющей разрозненные острова дальнего Востока. Участники проекта разработали организационную схему, консолидирующую усилия участников всей транспортно-логистической системы Дальнего Востока. Проект базируется на следующих точках роста: Юг Приморья – каскад портов, который обеспечивает выход к основным игрокам АТР; Советская гавань – порт, открывающий возможности для обслуживания кораблей разной тоннажности; Комсомольск-на-Амуре – обслуживание логистических потребностей авиакосмического кластера; Хабаровск – крупнейший транспортный хаб; Нижнеленинское – переход в Тунцзян, расшивающий проблемы импорта и экспорта грузов; каскадный мост Благовещенска и Якутск, обеспечивающий экспорт высокотехнологичных проектов через использование малой авиации.

  17. Трансфер интеллектуальных ресурсов на Дальний ВостокСоздание благоприятных условий для жизни и организации высокотехнологичных рабочих мест для граждан Российской Федерации и стран СНГ.

  18. Таланты России (о. Русский)Выявление и реализация творческого потенциала талантливой молодежи и создание первого в России национального центра Талантов (поддержка и организация деятельности творческих коллективов, работающих на материале национальной музыкальной культуры в общеобразовательной школе и детских центрах дополнительного образования).

  19. Global urban system (Globus)Город 3.0 - создание «центра притяжения» масштаба АТР с независимой инфраструктурой, льготными (визовым, налоговым и др.) режимами на базе агломерации «Владивосток - о.Русский».

  20. Дальневосточный инвестиционный фонд СМБУлучшение инвестиционного климата на Дальнем Востоке для субъектов малого и среднего предпринимательства и формирование специализированной точки входа для поставщиков технологий стран АТР. Суть проекта - создание единого Дальневосточного инвестиционного фонда с участием регионов ДФО. Специализация фонда - альтернативные технологии энергетики и транспорта, технологии по глубокой переработке энергоресурсов и биоресурсов (животное и растительное сырье), робототехника, композитные материалы, IT, горнорудное производство.