НТИ: Рабочая группа AutoNet разрабатывает предложения по созданию распределенной сети управления автотранспортом без водителя

На площадке Агентства стратегических инициатив (АСИ) стартовала разработка «дорожной карты» по формированию рынка AutoNet - распределенной сети управления автотранспортом без водителя. В состав рабочей группы AutoNet вошли представители ключевых российских предприятий по производству автомобилей, ведущих научных и технических вузов, профильных министерств, институтов развития, технологические предприниматели. Рабочую группу возглавил генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.

AutoNet - один из 9 перспективных рынков, включенных в проектирование и реализацию Национальной технологической инициативы (НТИ) - комплекса мер, направленных на формирование условий для глобального технологического лидерства России на новых рынках, которые будут определять развитие мировой и российской экономики через 15-20 лет. 

Конкретным результатом НТИ должно стать появление и успешное развитие 3-5 российских компаний - глобальных лидеров на рынках будущего к 2035 году. 

Рынки, в течение 20 лет вырастающие практически с нуля до более чем 100 млрд долларов ежегодных глобальных продаж продукции и услуг, вероятнее всего, будут основаны на текущих достижениях в области коммуникации и управления распределенными системами (такими, как Интернет). В основе перспективных рынков, способных к такому стремительному росту, должна лежать эффективная коммуникация объектов этих рынков друг с другом и окружающей средой.

Открывая первую встречу рабочей группы, которая состоялась 10 апреля 2015 года, Ольга Ускова, президент группы компаний «Когнитивные технологии», подчеркнула, что подготовка и реализация «дорожной карты» по рынку AutoNet -это шанс для России на новое экономическое возрождение автопрома. Необходимость в экономической перестройке в связи с внешними и внутренними условиями, в которых оказалась Россия, создает окно возможностей для формирования и вывода на глобальный рынок прорывных проектов в области автопрома.

Александр Якубов, руководитель проекта по созданию НТИ Агентства стратегических инициатив, обозначил критерии выбора рынков, по которым предстоит формирование «дорожных карт». Во-первых, на новом рынке не должно сформироваться устоявшихся крупных игроков, что означает низкий порог входа на этот рынок для потенциальных глобальных чемпионов – российских компаний. Вторым критерием является отсутствие отраслевых стандартов, так как их наличие означает возникновение консорциумов производителей, обладающих рыночной властью и ограничивающих доступ новых игроков на рынок. Третий фактор - новые рынки должны обладать существенным потенциалом роста: к 2035 году объем такого рынка должен составлять от 100 млрд долларов и более в пересчете на продажи продукции и услуг по всему миру. Четвертый важный критерий: рынок должен быть ориентирован на конечного потребителя.

В ходе обсуждения Антон Емельянов, генеральный директор «КАМА - Авторобот», обратил внимание членов рабочей группы, что AutoNet, в отличие от других рынков НТИ, уже встроен в существующий автомобильный рынок, который существует в режиме жесткой глобальной конкуренции: «Раз в 10-15 лет происходят глобальные изменения на рынке автокомпонентов, которые серьезно меняют структуру игроков. Это происходит с 20-х годов прошлого века, мы наблюдаем это на примерах автоматической коробки передач, экостандартов в 2000-е годы. По похожему сценарию будут происходить изменения на рынке, связанные с появлением роботизированных систем автономного управления. Наш российский автомобильный рынок выступает одним из глобальных игроков, поэтому сегмент автомобильных беспилотных автокомпонентов является хорошей опорой на следующем витке технологической конкуренции. Здесь у нас есть все возможности для развития».

По его мнению, у России есть все возможности, в том числе, за счет девальвации национальной валюты и политики импортозамещения, сыграть на глобальном рынке, который, по прогнозу BCG, в ближайшие 10 лет вырастет до 40-50 млрд долларов, при этом динамика рынка будет составлять 20 % в год. 

Рынок автокомпонентов, считает Антон Емельянов, является высокорентабельным и привлекательным для бизнеса, но важно выстроить политику четкой ориентации рынка вокруг национальных лидеров отрасли, чтобы подержать его развитие внутренним потреблением.

Антон Назаркин, вице-президент по развитию бизнеса группы компаний «Когнитивные технологии», отметил, что важным направлением для разработки являются «вопросы технологического регулирования интеллектуальных транспортных систем, а именно использование интеллектуальных систем управления беспилотными транспортными средствами в качестве одного из элементов ограничения конкуренции». В марте 2015 года в Швейцарии состоялось первое заседание рабочей группы, на которой стали понятны векторы движения европейских и азиатских игроков. В июле состоится вторая встреча, где от лица Минпромторга России представители группы компаний «Когнитивные технологии» будут бороться «за учет позиции России при формировании технологических стандартов, чтобы не допустить ситуации навязывания технологически решений».

Игорь Евстигнеев, начальник отдела интеллектуальных транспортных систем управления информационных технологий и интеллектуальных транспортных систем ГК «Российские автомобильные дороги», обратил внимание, что придорожная инфраструктура должна быть такого качества, чтобы можно было быстро и оперативно развернуть обслуживание беспилотного автотранспорта. В планах ГК «Автодор» - обеспечить принципиально новое качество сервиса на основных трассах, таких как М4 «Дон», Москва-Санкт-Петербург. 

На сегодняшний день ГК «Автодор» располагает всем необходимым для оперативного внедрения решений по информационному обмену между интеллектуальными транспортными системами, но остается ряд вопросов, которые необходимо решить и включить в дорожную карту AutoNet. Это, прежде всего, разработка технологий взаимодействия «машина-машина» и «дорога-машина», получение частот для обмена информацией интеллектуальных транспортных систем между собой и дорогой.

Рабочая группа по AutoNet - третья группа, которая приступила к разработке «дорожной карты» в рамках Национальной технологической инициативы. Ранее свою работу начали группы по разработке AeroNet - рынка распределенных систем беспилотных летательных аппаратов, и EnergoNet - рынка персональных источников и накопителей энергии, подключаемых в единую энергетическую сеть с открытыми интерфейсами и распределенной системой управления.

Первичная архитектура рынков и аналитика, подготовленные рабочими группами на старте, будут положены в основу разработки «дорожных карт» на Форсайт-флоте 2015, который пройдет 12-16 мая 2015 года по маршруту «Москва-Кострома-Москва». Наиболее проработанные «дорожные карты» будут представлены Президенту Российской Федерации Владимиру Путину в июле 2015 года.

Для справки:

Состав рабочей группы по рынку AutoNet:

  • Когогин Сергей Анатольевич, генеральный директор ОАО «КАМАЗ»
  • Ускова Ольга Анатольевна, президент Группы компаний «Когнитивные технологии»
  • Черникова Алевтина Анатольевна, ректор НИТУ «МИСиС»
  • Кривцов Валерий Евгеньевич, декан факультета инноваций и высоких технологий МФТИ
  • Морозов Александр Николаевич, директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга России
  • Кутеев Николай Юрьевич, генеральный директор ФБУ «ФЦСПР»
  • Салихов Сергей Владимирович, директор департамента науки и технологий Минобрнауки России
  • Носов Александр Геннадьевич, заместитель председателя Правления по инвестиционной политике и корпоративному развитию ГК «Автодор»
  • Жуков Петр Александрович, основатель и управляющий партнер фонда Indigo Capital Partners
  • Черногоров Андрей Александрович, ответственный секретарь Комиссии ГД РФ по нормативно-правовому обеспечению развития наукоемких технологий стратегических информационных систем
  • Емельянов Антон Андреевич, генеральный директор «КАМА-Авторобот».
  • Попков Юрий Соломонович, директор Института системного анализа РАН, член-корреспондент РАН
  • Назаркин Антон Васильевич, вице-президент по развитию бизнеса Группы компаний «Когнитивные технологии»
  • Шоломов Дмитрий Львович, к.т.н., руководитель проекта по созданию роботизированного транспортного средства на базе шасси КАМАЗ, «КАМА-Авторобот»
  • Вдовин Денис Сергеевич, к.т.н., руководитель проектного офиса ИЦ КАМАЗ Сколково
  • Чернышев Сергей Борисович, генеральный директор Некоммерческого партнерства «Центр корпоративного предпринимательства»
  • Гумеров Ирек Флорович, заместитель генерального директора, директор по развитию ОАО «КАМАЗ»
  • Васильев Владимир Николаевич, ректор НИУ «ИТМО»
  • Якубов Александр Владимирович, руководитель проекта НТИ, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов