Дмитрий Песков: «Когда встретимся через 19 лет, обсудим планы на следующее столетие»

Итоговое выступление программного директора «Форсайт-флота 2015», директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрия Пескова.

Я хотел бы сказать пару слов о том, что я увидел в тех картах, которые вы создали, и какие у вас будут следующие шаги, что со всем этим будет происходить. Наша практика прошлых лет показывает: даже если больше не предпринимать никаких специальных усилий на государственном уровне, карты, так или иначе, начинают реализовываться: сначала на частном уровне, потом на государственном. С НТИ (Национальная технологическая инициатива - прим.) - другой случай. У нас есть прямой запрос государства, и государство от вас ждет результатов. Но важно, чтобы это было не движением государства к вам, не вас к государству, а совместная наша с вами работа по поводу общего будущего, вне зависимости от того, в какой позиции каждый из вас сегодня находится. Важно, чтобы вы все вместе, как сеть людей, продолжали работать над реализацией тех идей, которые мы вместе за эти 5 дней создали.

Если говорить про 2035 год, с моей точки зрения, вы «улетели» не достаточно далеко, вас постоянно тянуло в 2025, 2018 и 2015 годы. Для каких-то рынков, например, MariNet, это обоснованно, но для многих других это, я бы сказал, не достаточно амбициозно. Драйва недостаточно, и это критика ко всем нам. Тот формат, который задал Сергей Жуков - «путь, который прошел Королёв - от планера до зонда на Венеру», мы себе такие 20 лет не нарисовали. Наши деды были амбициознее нас. И, возможно, надо сделать так, чтобы дедам за нас не было стыдно.


С другой стороны, русские долго запрягают и быстро едут. И если мы сейчас ближайший отрезок пройдем быстро, то хочу надеяться, что мы в движении почувствуем вкус победы. Если не сдадимся на старте, когда будет тяжелее всего. Более того, если вы понадеетесь, что мы сейчас сойдем на берег и РВКАСИ, еще кто-то сделает за нас работу: чтобы Правительство сняло ограничения, дало денег на проекты, на кружки и на все остальное, я вынужден вас разочаровать. Мы (АСИ и РВК) в данном случае - форма представления вашей энергии. Если вы не будете вкладывать свою энергию, не будете двигаться, не будете этого лоббировать,- каждый на своем уровне: в своих компаниях, в социальных сетях, в своем окружении, мы не справимся. Потому что единственная причина, по которой это может получиться, если мы все этого захотим, и по этому пути будем двигаться.

НТИ нельзя сделать бюрократическими методами. Не получится никакой магии. Весь наш опыт показывает, что результат возможен, когда есть сеть ярких лидеров, каждый из которых делает свою часть работы. Ни согласовывая, ни направляя друг другу письма, ни подписывая документы, распоряжения, а делает тот кусок карт, о котором мы договорились. Он у себя сделал, мы у себя сделали, третий у себя сделал, и карта «поехала».

Что из того, что можно сделать быстро, нужно сделать? Вы потратили очень много времени на кружковое движение не просто так, потому что ситуация управленческая, организационная, политическая и экономическая меняется. В чем я уверен, так это в том, что она в ближайшие 20 лет точно будет лучше, чем в Советском Союзе в 1932 году. И кружки́ - это то, что даст возможность НТИ состояться, даже если на всех остальных фронтах мы сработаем не очень убедительно. Если мы сможем, а здесь наших усилий достаточно, чтобы сделать кружки, конкурсы и соревнования, это значит, что у нас на горизонте 2020 года, будет сотня тысяч молодых ребят с горящими глазами, с инженерными, математическими, программистскими наклонностями, которым для запуска глобального стартапа государство будет не нужно. Уже сейчас в ряде отраслей обходятся без государственного участия, а в 2020 году таких отраслей останется очень мало. Как вы сегодня можете написать код, выложить его в Интернет и стать миллионером, это было возможно и 10 лет назад. Сейчас появились такие механизмы, как kickstarter, где вы можете получить финансирование для своей разработки без государства. Такого рода инструментов с каждым годом становится все больше и больше. И частных денег, и денег кружков, и глобальных денег достаточно для того, чтобы это тащить. Кружки́ важнее заводов на этом пятилетнем горизонте.


Конечно, нужно, чтобы случилось и все остальное. Есть некоторые вещи, которые надо сделать и которые должны будут сделать рабочие группы с этими «дорожными картами». Первое - это «нормативка». Однажды мы сделать это уже сумели (Национальная предпринимательская инициатива – прим.) и сделать хорошо, постараемся этот успех повторить. Здесь от вас нужна будет очень простая контрибуция, надо будет пахать в рабочих группах, докапываясь до конкретных формулировок того, что необходимо изменить в законодательстве. Опыт показывает, что это дико тяжелый труд. Что одно дело - сказать: «государство, а давай вот так», а другое дело - найти конкретные формулировки в конкретных законах, которые необходимо изменить и убедить в этом чиновников. И надо вместе с ними выйти на общее представление необходимого и внести эти изменения. Это, как правило, болезненные компромиссы, на которые иногда приходится идти, но это номер один.

Вторая история, которая есть у нас для всех трех типов рынков, это то, о чем мы говорили - данные и IT – ключевые проекты. То, что мы пока не чувствуем, но зато они явно являются общими для этих рынков. Самое понятное - это операционная система в том или ином виде. У вас здесь сейчас есть конкурирующие видения и проекты (RoboOS, AeroOS и т.д). Что это и как выглядит, я пока не знаю. Но принципиально важно, чтобы вы вышли с этим пониманием, доработали его в ближайшую неделю.

Третьим, с моей точки зрения, будут ключевые направления разработки по этим информационным системам.

Четвертая задача, по которой предложения были во всех группах - это система конкурсов. При этом мы говорим о конкурсах, в которых деньги раздаются не на старте, а на финише, за результат. Сделать сквозную систему конкурсов со значимыми призами за решение задач планетарного уровня, не федерального - наши конкуренты в качестве своей рамки выставляют, что ваше решение должно улучшить жизни 1 млрд. человек. 

Вам здесь нужно или повторяться, или придумывать свою глобальную рамку. Иначе мы не возьмем мировые рынки, останемся локальными историями, а потом начнем импортозамещаться, потом - импортообороняться, а потом у нас будут импортопохороны. 

Потому что потребитель все равно будет голосовать, даже если у него будет крипто-рубль, который придумали на соседнем корабле в эти дни. Значит, он будет голосовать крипто-рублем, но не за ваши ниши. Поэтому система конкурсов - это тоже ключевая задача, которую мы можем вместе с вами решить без государства, средств и усилий более чем достаточно. Кто-то должен подтягивать отдельные компании до уровня решения системных задач, а наша задача будет, собрав вместе призовой фонд, тащить до потребителя этих результатов.


Далее, уже в качестве вишенки на торте, про то, как вся НТИ будет управляться. Правильный ответ мы не знаем, у нас есть некоторая гипотеза, которой я сейчас поделюсь. Первое, и очень важное, это айдентика, брендинг, самоидентификация. Самое ужасное, что сейчас будет происходить в ближайшие недели и месяцы, со всех щелей будет появляться огромное количество проходимцев, как лоббистов, так и не очень умных людей, которые будут все называть НТИ. Они будут говорить: «у нас тут проект по улучшению качества подметания тротуаров, и это НТИ, поставьте туда наш значок», таких проектов и лоббистских усилий будет сотни и тысячи. Нам предстоит сделать фильтрацию качества в НТИ так, чтобы они туда не могли попасть. Для того, чтобы это у нас работало, мы придумали как раз систему рынков и Net’ов и шаги по выбору этих рынков, чтобы было понятно, почему этот рынок - НТИ, а этот - не рынок и не НТИ. Вот такую систему качества надо будет разработать. Мы попробуем это сделать через некую цифровую айдентику, через привнесенную модель. С теми из вас, кто эффективно работает в группах, и мы будем понимать, что логика их развития, развития их компаний, их бизнеса укладывается в логику НТИ, мы будем делиться брендом.

Мы хотим сделать так, чтобы у НТИ не было центрального звена, чтобы не было главных, которые принимают решения по всем направлениям. У нас будут хранители качества, хранители «матрицы НТИ», которые отвечают за качество, которые не занимаются проектным управлением. 

Мы пытаемся сделать децентрализованную систему, в которой бренд НТИ может передаваться одним участником для другого. 

То есть, если вы - центр, хаб, который соответствуют критериям качества НТИ, у вас будет суббренд, которым вы можете, сохраняя свой, делиться, эмиссировать его дальше и распространять. Это необходимая история для того, чтобы у нас заработало движение. В этом смысле, НТИ - это механизм не вертикального управления, а механизм социального движения, у которого есть фильтр качества и механизм саморегуляции. Эти механизмы саморегуляции нам предстоит выработать. Получится - не получится, не знаю, но это гораздо важнее, чем конкретный набор решений Правительства, который нам предстоит принять.

Второй важный момент: понятно, что мы никуда не денемся без нормативки, без финансов, без изменения приоритетов. Пока график нашей работы выглядит следующим образом. После схода на берег в течение недели мы работаем над результатами флота, осознаем их, нам это необходимо, потому что у нас есть 3 корабля, 9 рынков, ваше творчество было не остановить, поэтому вы нагенерили не 11 карт, а, по ощущениям, под 50. Со всем этим надо будет разобраться. Далее по поручению Президента до июля месяца мы готовим доклад об основных правилах НТИ, в котором то, о чем мы говорим сейчас, должно быть изложено. Если Президент поддерживает нашу позицию, мы начинаем разворачивать систему управления.


Система управления будет предполагать, что есть проектный офис, основой которого является РВК, и есть большое количество рабочих групп, которые делают «дорожные карты». И те «дорожные карты», которые достигли степени зрелости, достаточной до того, чтобы запускать их в Правительство, проектный офис предлагает ряду инстанций, которые сейчас согласовываются в Правительстве, Администрации Президента, в других местах, в зависимости от карт, на утверждение. Если они утверждаются, они становятся нормативными актами и переходят в стадию реализации.

На этом ваша работа не закончится, а начнется. Чтобы все это не превратилось в пустой бюрократический формализм, в котором поставлена галочка и написано «Исполнено», вы, как рабочая группа, должны будете биться за каждый пункт этого плана, этой «дорожной карты». Мы постараемся пробить такой механизм, при котором нельзя будет принять соответствующие поправки в законодательство без согласования с вами. Но вам предстоит выдерживать битвы и позицию на этих согласованиях, ходить туда как на работу, и если вы один раз эту битву проиграете, карту скомпрометируете, мы, скорее всего, такого рода группы будем разгонять. Потому что нам важнее сделать 2 карты хорошо, чем 30 плохо. Здесь вы тоже должны понимать наши принципы. 

У меня плана по валу нет, KPI по картам нет и, надеюсь, не будет. Иначе мы бы уже сделали 250 карт за пароход легко, или даже 700, и вообще 1 человек может 3 сделать за 5 дней. Так что, если будет 2 карты - хорошо, если будет одна карта, но которая уже реализована по одному рынку, это хорошо. Это для нас будет хорошим результатом, это значит, что мы сделали то, что никто раньше не делал, и следующая будет уже проще.

Мы надеемся, что флот будет ежегодным. Это означает, что все то, что мы упустили здесь - предложения по новым рынкам, предложения по группам технологий, мы сможем перезапустить в следующем году. Это тоже вполне понятный револьверный механизм: зарядили - выстрелили - зарядили новое. Мой прогноз пока состоит в том, что утверждение основной части «дорожных карт» - это осень. Отдельные мероприятия можно начинать реализовывать и до осени. В той части, в которой у нас есть на это соответствующие полномочия. Например, конкурсы. Горизонт по кружкам у нас - не осень, а неделя. Горизонт по конкурсам – нам нужно сделать за лето, соответственно, дизайн всего этого, чтобы институты развития и компании, которые захотят присоединиться, смогли спроектировать свои планы и бюджеты на следующий год. Карта по AeroNet’у официально у нас должна быть доложена на стратегическом совете по инвестированию в новые отрасли при Министерстве промышленности и торговли в начале июля 2015 года. То есть, мы будем предоставлять возможности для всех групп, как только эти возможности будут появляться, мы вам их будем предлагать. Для нас принципиально важная задача – держать темп.


Далее. Мы сделаем некоторый формат, в котором будем предлагать вам с определенной периодичностью собираться на наших площадках в Москве для обсуждения следующих шагов и сверки того, как и куда мы движемся. Дальше, если Президент нас поддерживает, на следующем «Форсайт-фоте» надо будет собрать такой же план, но на оставшиеся 19 лет. Поэтому у меня просьба: всем при первой возможности ознакомиться с материалами группы HealthNet, и чтобы мы через 19 лет в том же составе, надеюсь, в пароходах уже, которые нам MariNet к этому времени построит, обсудили планы на следующее столетие».

Видео