Для строительства линейных объектов введут публичный сервитут

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволит решить проблему размещения линейных объектов на условиях публичного сервитута без изъятия земельного участка у его собственника. Соответствующее решение опубликовано в системе обеспечения законодательной деятельности 24 января 2018 года.

Как пояснили редакции сайта asi.ru эксперты рабочей группы Агентства стратегических инициатив (АСИ) по совершенствованию правового регулирования в сфере строительства, действующие положения Земельного кодекса о сервитутах не могут применятся при строительстве объектов инфраструктуры, так как распространяются только на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. В отношении частных земельных участков обычная практика - суд.

«Такое положение приводит к патовым ситуациям. Если, например, на пути проектируемого энергокабеля находится земельный участок какого-нибудь ТСЖ, без возможности обхода, то о проекте можно забыть. В лучшем случае строители с трудом договариваются с такими организациями о том, чтобы пройти по краю их участка, с условием облагораживания территории и доплаты», - рассказал представитель департамента мониторинга Национальной предпринимательской инициативы (НПИ) АСИ Михаил Уткин.

В случаях, когда строительство или реконструкция линейных объектов - в частности, линий электропередачи и связи, трубопроводов (водо- и газопроводов, канализаций, теплотрасс) - проводится на землях, принадлежащих частным или юридическим лицам, собственники участков могут отказаться добровольно передать землю для размещения таких объектов. По законодательству возможно изъятие у них земли, оформление прав на соответствующие земельные участки и лишь потом - сами строительные работы. 

По оценке экспертов АСИ, это дорогая, сложная и длительная процедура, в среднем занимающая около года (а до 2015 года - до двух лет). Такие сроки являются прямым нарушением других действующих нормативных правовых актов, в частности, правил подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Действующие правила обязывают сетевые и газораспределительные организации строить линейные объекты в срок до 4 месяцев. Изъятие земель предусмотрено только в случае строительства объектов федерального или регионального значения. Если же речь идет, например, о прокладывании трубопровода местной теплоснабжающей организацией, изъятие земли законом не предусмотрено.

«Контрольные закупки», проведенные Клубом лидеров в 2017 году, показали, что ресурсоснабжающие организации во многих российских регионах сталкивались с подобными проблемами. Так, в Челябинске теплоснабжающая организация для подключения микрорайона строила тепломагистраль протяженностью около 2 км. При оформлении документов на землю выяснилось, что один из участков проходит через территорию многоквартирного дома. ТСО долго вела переговоры с активистами дома, в том числе предлагая компенсацию за временные неудобства, но договориться не получилось. В результате пришлось оформлять новые участки земли в обход жилого дома, что повлекло дополнительно около 6 месяцев и 20 млн рублей.

Нормы разработанного законопроекта во многом повторяют опыт ряда европейских стран, когда муниципалитет дает разрешение строителям на проход по конкретной полосе земельного участка, предварительно проверив документы территориального планирования и данные, содержащиеся в реестре прав на недвижимость.

Механизм реализации публичного сервитута, по мнению экспертов АСИ, может в 3-4 раза сократить средние сроки оформления земельных участков для строительства линейных объектов. Законопроект запрещает устанавливать публичные сервитуты на садовых, огородных и дачных участках, а также на участках, предназначенных для индивидуальной застройки. Все убытки владельцев земельных участков от размещения объекта должны быть возмещены.

Справка

Законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов» подготовлен и внесен в Госдуму в рамках реализации 2-го этапа пункта 41 раздела II «дорожной карты» Национальной предпринимательской инициативы (НПИ) по упрощению процедур подключения к энергетической инфраструктуре и пункта 23 раздела II «дорожной карты» по совершенствованию правового регулирования в сфере строительства.