В 17 регионах создана модель системы ранней помощи детям с ОВЗ и их семьям

Фото: Александра Шилова | Пресс-служба АСИ

В 17 субъектах Российской Федерации сформирована модель системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их семьям, в основе которой заложено межведомственное взаимодействие по созданию условий для улучшения состояния здоровья и развития детей с инвалидностью или риском ее возникновения в возрасте до 3-х лет. Об этом сообщила заместитель директора направления АСИ «Социальные проекты» Анастасия Зырянова в рамках научно-практической конференции, которая прошла в Москве 19 декабря.

«В нашей стране создается новый социальный межведомственный институт - система ранней помощи, деятельность которого направлена на интеграцию детей с ОВЗ в среду сверстников и жизнь сообщества, сопровождение и поддержку семей, воспитывающих таких детей. Сегодня мы можем констатировать, что система ранней помощи создана в 17 субъектах Российской Федерации. Опыт внедрения модели ранней помощи может и должен быть передан во все регионы страны», - сказала Анастасия Зырянова.

В качестве примера эффективности модели она привела статистику, которую показали пилотные регионы - Самарская, Новгородская области и Республика Марий Эл. Из числа детей раннего возраста, получивших соответствующие услуги в этих регионах: каждый второй - избежал инвалидизации; 4 ребенка из 10 достигли к 6-7 годам норму психического развития и продолжают учиться в обычных школах по обычным общеобразовательным программам; в среднем на 15-20 % сократились отказы от новорожденных детей с ОВЗ.

«Вопросы ранней помощи являются приоритетными для министерства просвещения, - сказала заместитель министра просвещения Российской Федерации Татьяна Синюгина. - 43214 образовательных организаций уже включены в эти процессы - это учреждения дошкольного образования и психолого-медико-педагогические центры. Мы нацелены на то, чтобы в системе ранней помощи разрабатывались индивидуальные программы сопровождения для каждого ребенка».

Она сообщила, что важнейшей задачей на 2019 год будет разработка методических рекомендаций для специалистов, работающих в системе ранней помощи. Еще одно направление, которое будет развивать министерство просвещения – работа с родителями, воспитывающими детей с инвалидностью и ОВЗ. Родителям необходимо дать компетенции, обеспечивающие в семье продолжение той работы, которая уже ведется в системе, считает Татьяна Синюгина. С этой целью во всех регионах будет разрабатываться целевая модель информационно-просветительской поддержки родителей, действующая на межведомственном уровне.

Замминистра добавила, что в национальном проекте «Образование» сформировался федеральный проект по поддержке семей, воспитывающих детей с ОВЗ, где одним из направлений будет работа с ПМС-центрами, создание инфраструктуры, позволяющей оказывать услуги и продвигаться в вопросах развития системы ранней помощи.

К концу 2019 года будет подготовлен законопроект, регулирующий отношения участников системы сопровождения детей с инвалидностью и их семей. Соответствующее поручение есть у минтруда России, об этом сказал заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации Григорий Лекарев.

«Учитывая практики Агентства стратегических инициатив, Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, рабочей группы, созданной при министерстве, необходимо обобщить и дать законодательное оформление этим подходам. Мы планируем подготовить его таким образом, чтобы учесть лучшие практики регионов. Мы открыты для диалога, для предложений, рассмотрим любую инициативу, готовы работать с данными регионов. Этот законопроект должен продвинуть и сориентировать регионы и родителей тех детей, у которых возникла трудная жизненная ситуация или есть угрозы ее возникновения, чтобы они понимали, что у них есть возможность опереться на законодательный институт», - подчеркнул представитель министерства.

Также он привел статистику по регионам - в 65 субъектах реализуются программы, подпрограммы или планы по развитию системы ранней помощи, в следующем году планируют включиться еще 19; в 42 регионах созданы специальные ресурсные центры, которые берут на себя методическое сопровождение организаций разной ведомственной подчиненности.