Стали известны итоги масштабного опроса предпринимателей, который Агентство стратегических инициатив совместно с ВЦИОМ провело в конце 2016 года. Свыше 3800 представителей малого и среднего бизнеса из всех регионов РФ оценили практику правоприменения нормативных документов, изданных в рамках «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы.
Исследование затронуло такие сферы, как регистрация предприятий, строительство, налоговое и таможенное регулирование, внешнеэкономическая деятельность, подключение к энергосетям, регистрация собственности, а также конкуренция, регуляторная нагрузка, оценка и доступ МСП к закупкам госкомпаний.
В целом, предприниматели отметили упрощение многих административных процедур в ключевых сферах бизнес-деятельности. Так, 71% предпринимателей считают, что за последние 2 года открыть новую компанию стало значительно легче. В частности, отпала потребность в нотариальном заверении подписи владельца бизнеса.
Растет и число предпринимателей, которые знают о законах, уменьшающих административные барьеры, и активно пользуются новыми возможностями.
Так, в конце мая 2016 года в Налоговый кодекс РФ были внесены поправки, позволяющие экспортеру заявить налоговый вычет по мере принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг) и при наличии по ним счетов-фактур. Около 80% опрошенных предпринимателей уже успешно применяют общий порядок начисления и уплаты НДС в отношении экспортных операций.
Однако есть и «узкие места», которые выявил всероссийский опрос. Несмотря на то, что с 2015 года в России заработала электронная система регистрации прав на недвижимость, такой возможностью пока воспользовались только 5% будущих собственников – из числа респондентов, 72% - по привычке обращаются в МФЦ. В России каждый четвертый предприниматель, пытающийся зарегистрировать право собственности в электронном виде, сталкивается со сложностями при оформлении электронной цифровой подписи. Это одна из наиболее проблемных процедур, снижающих динамику перехода к электронным формам налоговой отчетности. Одной из причин активного использования мелким бизнесом бумажных носителей является высокая стоимость подключения к электронным ресурсам.
Эти выводы подтверждают и результаты, полученные в начале 2016 года в ходе «контрольной закупки», проведенной АСИ совместно с Клубом лидеров по оценке финансовых и временных издержек предпринимателей на получение ЭЦП. Так, выяснилось, что для электронной регистрации юридического лица, прав собственности, для передачи отчетности в налоговую, пенсионный фонд или фонд социального страхования предпринимателю нужны разные ЭЦП. Чтобы подать таможенную декларацию или принять участие в электронных торгах, тоже требуются отдельные цифровые подписи - для того, чтобы предпринимателю начать пользоваться онлайн-сервисами только по 5 видам деятельности, ему необходимо около 40 тысяч рублей.
«Существующая модель получения и использования электронных цифровых подписей – достаточно дорога и трудоемка, - отмечает Руслан Латыпов, участник рабочей группы АСИ по регистрации собственности, юрист «АМК-фарма». – Проблема усугубляется тем, что помимо самой ЭЦП предпринимателю необходимо приобрести и установить материальный носитель подписи и специализированное программное обеспечение. Как правило, установка таких сопутствующих средств не является интуитивно понятной, а потому зачастую требует помощи отдельно оплачиваемых специалистов».
Для увеличения числа заявителей, обращающихся за регистрацией прав в электронном виде, в некоторых регионах Росреестр предлагает передать функции по выдаче электронных подписей кадастровым палатам.
Активное внедрение ЭЦП в повседневные практики позволит еще более упростить и процедуру регистрации юридических лиц. Так, эксперты считают, что положительную роль сыграет реализуемый в настоящее время в пилотном формате проект Сбербанка и ВТБ – предполагается, что в скором будущем многие необходимые операции по регистрации компании и последующему открытию ее расчетного счета предприниматель сможет выполнить после однократного посещения банка.
«Проблемы, с которыми сталкиваются многие предприниматели, оформляя ЭЦП, - лишь один из наглядных кейсов, демонстрирующих необходимость задуматься о стимулировании более активного перехода бизнеса на электронный формат взаимодействия с госорганами, - отмечает руководитель департамента мониторинга предпринимательских инициатив направления «Новый бизнес» АСИ Дмитрий Воронков. – Сейчас активно прорабатывается возможность введения понижающего коэффициента при уплате государственной пошлины – когда предприниматель, регистрируя компанию или собственность в электронной форме, заплатит меньше по сравнению с более привычным, бумажным способом подачи документов».
Справка
Впервые подобный мониторинг проводился с участием крупнейшей в России исследовательской организации – ВЦИОМ. Была разработана новая методология самого исследования – все участвующие в опросе предприниматели проходили специализированное телефонное интервью с использованием структурированных опросных листов-анкет. Кроме того, к глубинным интервью по всем темам исследования было привлечено около 400 экспертов - представителей деловых и отраслевых ассоциаций, некоммерческих партнерств, руководителей крупных компаний, являющихся лидерами рынка в изучаемых отраслях, а также независимых бизнес-консультантов.